X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Строители вздохнули свободнее…

В тюменском строительном комплексе произошла тихая революция. Последствий ее горожане пока не заметили, но застройщики уверяют, что все — впереди.

Предпосылки революционной ситуации на строительном фронте начали складываться несколько лет назад, когда произошел «слом законодательной базы» — вышли в свет постановления правительства, устанавливающие новый порядок технического присоединения строящихся объектов к коммунальным сетям. Эти документы в корне изменили ранее существовавшую систему взаимодействия застройщиков с сетевыми организациями.

Раньше строители всегда надеялись на защиту городских властей, зная, что сети — муниципальные. Но в коммунальную сферу пришел частный бизнес, который так долго туда зазывали. И частникам, в лице естественных монополий, дали право самим определять порядок и размер платы за подключение сетей (электрических, тепловых, водопроводных) к построенным объектам.

Но монополист шел в эту сферу, прежде всего, для того, чтобы зарабатывать деньги. Первое время он вел себя тихо, прощупывал почву, но постепенно почувствовал свою силу и начал диктовать свои условия.

Даже сами строители, считает Наталья Табокова, директор строительной компании «Калинов мост», первое время не осознали всю серьезность положения. Тюмень была на пике роста, цены на жилье «галопировали». И призыв сетевиков, что ради общего блага прибылью надо делиться, воспринимался безболезненно.

Но разразился кризис. И ситуация кардинально поменялась. Диктат сетевиков непомерным бременем лег на плечи строителей. При этом одни застройщики пытались достучаться и докричаться до власти, объясняя, что тарифы на подключение неоправданно завышены: ходили по кабинетам чиновников, искали защиту в главном управлении строительства, в антимонопольном управлении… Но тщетно.

— Крутились-крутились, — вспоминает Наталья Анатольевна, — а результата нет. Везде от ворот поворот. Тогда многие решили действовать «по старинке» и начали «договариваться» с сетевиками… Но даже договорную цену не каждый строитель смог потянуть.

Конечно, деньги у строителей были, но они не лежали в кубышке, их вкладывали в производство. Поэтому теоретически средства вращались большие, но фактически все они оказались закопанными в землю — в незавершенные объекты. Многим строительным организациям нечем было платить даже банковские проценты…

Так два самых тяжелых кризисных года прошли в борьбе с монополистами. Но не бесплодной. Во-первых, более четырехсот строительных организаций области объединились и создали саморегулируемую организацию (СРО). По словам директора Александра Вазенмиллера, «появилась реальная сильная база». А во-вторых, строителей услышали.

Обсуждение вопроса о техприсоединении было вынесено на совет при губернаторе по поддержке малого и среднего бизнеса. Произошло то, чего так ждали строители, — включился механизм госрегулирования. По поручению губернатора области Владимира Якушева была создана комиссия по урегулированию спорных вопросов, которую возглавляет заместитель губернатора Сергей Дегтярь. Комиссия предложила эффективный механизм досудебного решения конфликтов.

Факт создания комиссии, считает Наталья Табокова, сразу поставил на место энергетиков. Завышенная планка взимания платежей снизилась, и региональная энергетическая комиссия (РЭК) взяла этот процесс под свой контроль. А в июне 2011 года РЭК опубликовала два решения (N 69-п и 73-п), в которых устанавливается размер платы за подключение к системам теплоснабжения при реконструкции тепловых сетей.

Вступил в действие и новый федеральный закон о теплоснабжении. Правда, постановления правительства, которые должны были разъяснять механизмы его реализации, запаздывали. Тогда областное правительство разработало временный регламент, согласно которому все спорные вопросы в этой сфере стала рассматривать РЭК.

— Это было принципиальное решение, регулирующее взаимоотношения сетевых организаций и застройщиков, — считает Наталья Табокова. — И результаты не заставили себя долго ждать. У некоторых строительных организаций плата за техприсоединение с шести миллионов рублей снизилась до 40 тысяч рублей. Строители почувствовали, что у них появился новый ключ к решению своих проблем.

Конечно, ситуация еще не стала идеальной, но, уверена Наталья Анатольевна, она стала принципиально другой. Если месяц назад застройщик безрезультатно ходил по «всем кругам ада», то теперь у него есть выбор и выход. Надо лишь остановиться и осмотреться. И если что-то не устраивает — обращаться в СРО, комиссию или РЭК. Так, по крайней мере, сэкономишь время и деньги.

— Тюмень должна повышать свою инвестиционную привлекательность. И это не пустые слова для строителей, — убеждена Табокова. — Все мы заинтересованы в том, чтобы Тюмень строилась. Прокладывались дороги, возводились детские сады, школы, дома, реализовывались социальные жилищные программы. Для этого необходимы деньги и четкие, понятные всем правила игры. Строители так говорят: «Наведите порядок в техприсоединении — начнем возводить большие микрорайоны».

***
фото: В 3-м Тюменском микрорайоне

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта