Зачем кошке сломали лапу?
«Пострадали от людей пять кошек и восемь собак. У них сломаны лапы, порваны легкие, они избиты и обожжены…» — так сказано в отчете благотворительного фонда помощи животным «Горячая линия «Потеряшки».
Кто это сделал — уже не узнать. Волонтеров вызывали горожане, которые заметили на улице раненых животных.
— Последним из найденышей стал пес с выбитым глазом. Мы сначала думали, что его сбила машина, но после того, как ветеринарный врач осмотрел животное, выяснилось, что рана резаная. То есть специально нанесена ножом или ножницами, — рассказывает Мария Буженко, волонтер «Горячей линии».
По ее словам, иногда можно сразу определить, кем нанесена травма (например, если на коже животного отчетливо видны следы от сигарет). Но чаще требуется мнение эксперта.
Действия человека, который ранил или убил нападающую на него собаку, вполне объяснимы — он боролся за собственную жизнь. Но как, же понять явное издевательство над бездомной кошкой, желание доставить ей муки и страдания?
Я обратилась за комментарием к заведующему кафедрой медицинской психологии и психотерапии Тюменской медицинской академии, доктору медицинских наук, профессору Борису Приленскому.
— Несколько лет назад ученые проводили эксперимент на обезьянах — едва родившегося малыша разлучали с матерью, отсаживали в отдельную клетку, — рассказывает Борис Юрьевич. — У него было отличное питание и много интересных игрушек, но, несмотря на все это, детеныш становился агрессивным. То же самое и с людьми.
Личность человека формируется до пяти лет, и если в семье ему не дали достаточное количество любви, то он не сможет сам проявлять это чувство, когда вырастет.
— Разве недостаток внимания родителей может являться поводом, чтобы обидеть того, кто не может себя защитить?
— В девяноста процентах случаев так и есть. Однако к недостатку внимания примешивается еще и жестокость родителей, которой нет границ. И ребенок, которого бьют и наказывают без причины (например, если он плачет, а матери это не нравится, и вместо того, чтобы его успокоить, она начинает его шлепать), усваивает жестокость как должное. Однако даже внимательные мать и отец могут развить в сыне или дочери комплекс неполноценности, говоря ему, что он (она) еще маленький и глупый, что «сейчас ничего нельзя, а вырастешь -будет все можно».
С этим люди живут всю жизнь, пытаясь выместить злобу и недостаток любви на животных. Молодой человек чувствует моральное удовлетворение, самоутверждается, понимает, что ему все можно, когда слышит отчаянные вопли кошки, которой ломает лапы.
— В чем причина того, что подростки чаще, чем взрослые, нападают на животных?
— Подросток рассуждает так: «Я не могу отомстить тому, кто меня оскорбил, потому что он старше и сильнее. Не могу подраться со сверстниками или обидеть малышей, потому что это может не очень хорошо для меня обернуться. А вот бездомный щенок в соседнем дворе сдачи не даст и жаловаться не побежит. Я буду глумиться над ним так же, как кто-то глумится надо мной». Когда они становятся взрослыми, это чувство не пропадает. Некоторые стараются давить его в себе, а другие продолжают заниматься избиением кошек и собак, а также собственных детей.
Однако на проявление жестокости нередко влияют и телевидение, Интернет. Ребенок видит на экране, как его сверстники, смеясь и получая удовольствие, измываются над животным, и в его сознании закладывается мысль, что это нормально.
Еще десять лет назад, до того, как в Интернете стали общедоступными подобные ролики, жестокое обращение с животными встречалось повсеместно в. русских народных и зарубежных сказках.
Родители, которые заботились о правильном воспитании своего чада, всегда знали, что, даже читая такие сказки, надо уметь сострадать. А во многих детских садах и школах были живые уголки.
И дети могли сами ухаживать за животными, а через так называемый телесный контакт ребенок приобретал навыки любви.