X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Левашовская канонада

О сражениях Галина Сахарова знала только по рассказам вернувшегося с фронта отца.

Не думала Галина Ивановна, что на старости лет ей придется услышать совсем рядом грохот взрывов.

… Первые прогремели в окрестностях села Леваши Тюменского района в конце апреля. Сельчане сначала, конечно, переполошились, но потом собрались, вспомнили, что в былые времена недалеко от Левашей квартировала ракетная часть — жителям еще и не такое видеть и слышать приходилось. Вот и предположили, что опять военные чем-то промышляют.

Спустя пару дней после взрывов это подозрение подтвердилось — в поселке появилось объявление о том, что «в лесном массиве в границах землепользования Минобороны России в районе, расположенном в 4,4 км восточнее с. Леваши и в 9 км южнее с. Онохино» теперь располагается полигон, где военные будут уничтожать боеприпасы с истекшими сроками хранения.

— И это, наверное, правильно, — рассуждает Галина Сахарова. — Потому что, если снаряды эти не уничтожить, они в любой момент на складе сами по себе могут взорваться. Но делать-то это разумно надо…

Ближе к маю взрывы сделались такой силы, что с потолков частных домов начала сыпаться штукатурка, а в окнах задребезжали стекла. Несколько раз Галине Ивановне даже приходилось выбегать на улицу с гвоздями и молотком, чтобы прибить оконную раму.

Однако она и соседи терпели — на общее же благо взрывают, чтобы потом еще большей беды не случилось. Терпение лопнуло, когда загрохотало после одиннадцати вечера. Тогда сельчане возмутились. Возмущения дошли до командующего войсками Центрального военного округа.

В ответ на это он проинформировал руководство Тюменской области, что работы по уничтожению негодных боеприпасов проводятся вблизи села Леваши в соответствии с указаниями президента РФ, отданными на рабочем совещании еще 24 ноября 2009 года, и в соответствии с решением председателя правительства РФ от 8 апреля 2010 года.

Но можно же ограничить время взрывных работ и уменьшить закладку боеприпасов, считают жители села — так, чтобы не слишком трясло и чтобы самим однажды не затрястись от страха за свое жилище.

25 мая по этому поводу было проведено рабочее совещание, в котором приняли участие начальник инженерных войск Центрального военного округа, командование Тюменского территориального гарнизона и начальник главного управления специальных мероприятий Тюменской области. Независимые эксперты перепроверили оборудование, и расположение полигона на предмет соблюдения мер безопасности. И доложили, что «Единые правила безопасности при взрывных работах» соблюдаются военными в полном объеме. Однако предложение населения уменьшить тротиловый эквивалент одновременно подрываемого заряда и скорректировать время работ участники совещания учли. Об этом во все СМИ сообщил областной департамент информационной политики.

— … А что толку? — спрашивает, словно сама себя, Галина Сахарова. — Вон, слышите, как взрывают?

В телефонной трубке, и правда, слышится что-то похожее на раскаты грома.

Взрывы стали немного слабее только в первые дни после того, как в Леваши с проверкой приезжало высокое военное начальство. Видимо, действительно вместо десяти снарядов одновременно стали взрывать по шесть. Но потом загрохотало по-прежнему. Правда, после одиннадцати уже не шумят — все работы завершают около семи вечера, но сельчанам и дневной встряски хватает.

По взрывам, говорит Галина Ивановна, можно часы сверять: в 11 часов дня взрывается первый раз, около трех — во второй, третью закладку делают в шесть вечера.

— Сказали, что делать они это будут аж до января, — вздыхает пожилая женщина. — Так к зиме у нас все дома развалятся! Они не учитывают, что наше село в низине находится — на болотистой местности, поэтому и трясет нас сильнее, чем их там в лесу…

В Тюменском гарнизоне говорят, что все работы проводятся планово — в рамках реализации федеральной целевой программы по утилизации боеприпасов с истекшими сроками хранения.

А на территории Тюменской области на складах лежат 35 тысяч тонн таких опасных боеприпасов, которые необходимо уничтожить до конца 2011 года.

Только вот среди жителей села, Леваши начали циркулировать слухи, что боеприпасы у них в лесах взрывают не только тюменские, но свозят туда и взрывчатку из других регионов.

— А что еще остается думать людям, которым никто как следует ничего не объяснил? — резюмирует Галина Сахарова. И, прикрывая рукой трубку, успокаивает внука:

— Да это опять дяди в лесу взрывают. Повзрывают и перестанут — ты не бойся так.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта