Судьба собственного покроя
Три года самостоятельного «плавания» — много это или мало? И можно ли, опираясь только на собственные силы, выйти на всероссийский, и даже международный уровень?
Четвертый год Альфия Молодцова является хозяйкой собственного ателье. В 2007 году она рискнула сделать шаг в сторону своей детской мечты, написала бизнес-проект и обратилась за финансовой поддержкой в программу по выходу граждан на самообеспечение. Стартового капитала в 40 тысяч рублей вполне хватило на то, чтобы купить профессиональную швейную машинку, гладильную доску и минимум необходимых в швейном деле мелочей. Комнатку в аренду взяла крошечную — всего семь квадратных метров. И, не оглядываясь, не задумываясь, — нырнула в реку частного предпринимательства.
Может, оттого, что она встала на свой путь и занялась делом, о котором мечтала, с первых же шагов в бизнесе ей везло. Еще не было своих, постоянных клиентов, да и случайные захаживали не часто, а к ней пришли из центра татарской культуры и предложили большой заказ — сшить серию концертных костюмов. Потом были контракты на пошив школьной формы, свадебные, праздничные, будничные платья…
Через год Альфия увеличила штат своего ателье втрое. Если первое время она работала одна во всех лицах — и закройщица, и швея, и администратор, то потом, для скорости обработки заказов, не только поделила функции, но и ввела новые. Заказчиков уже не устраивали качественный покрой и пошив, им хотелось чего-нибудь покрасивее, пооригинальнее, чтобы «не как у всех». И в ателье «Ришелье» приняли на работу декоратора.
А в прошлом году, казалось, судьба снова сделала ей подарок. Напротив ее «каморки» на улице Чернышевского открывался торговый центр, где сдавались в аренду площади. Альфия присмотрела себе комнатку в 20 «квадратов», договорилась с хозяйкой, составила дизайн-проект помещения, сделала ремонт. Сама занялась колеровкой стен, подобрала нужный оттенок половой плитки, заказала яркое освещение. И радовалась новым хоромам, как ребенок, который получил долгожданную игрушку.
Но радость оказалась недолгой. Вмешался «человеческий фактор». Не сошлись с хозяйкой характерами, да и изначально заявленные условия договора та стала нарушать — могла внезапно объявить о резком повышении арендной платы или заявить, что полученных денег недостаточно. Работать в таких условиях Альфия не захотела и вернулась обратно.
«Все, что ни делается, к лучшему», — сказала она себе, переступая порог прежнего помещения. «Надо принять ситуацию, и она будет работать на тебя», — вспомнила Альфия восточную мудрость.
Правда, в первые дни клиентов не было совсем. В комнате стояла непривычная тишина. Люди ушли, отвыкли… По сути надо было все начинать сначала.
И Альфия снова без страха «шагнула в клетку с тиграми» — увеличила площадь арендуемого помещения… в десять раз. Взяла под свое крыло не только швейный и закроечный цех, но и… парикмахерскую, ногтевой сервис, химчистку, массажный кабинет. Риск был серьезный, тем более, что время оказалось не самым удачным — начало года. Отгремели новогодние праздники, в которые люди выложились полностью, прежде всего финансово, и ни обновок, ни новых причесок делать не хотели. Пришлось Альфие влезать в долги, с которыми, по ее словам, она не может расплатиться уже полгода.
Но долги вовсе не повод для уныния. А повод для интенсивной работы. На помощь пришла дочь, которая взяла академический отпуск в училище, где получает специальность модельера-конструктора.
— С родным человеком всегда приятнее работать: и договориться проще, и… поругать. Он не хлопнет дверью и не уйдет. Поймет, простит, поддержит, подставит плечо, даже если оно женское.
В таком тандеме дело пошло быстрее. Вернулись клиенты и… удача. Недавно ко Дню города большой заказ в ателье разместил Дом национальных культур «Строитель». Для танцевального коллектива «Вдохновение» надо сшить шесть комплектов национальных костюмов по пять предметов в каждом. Правда, с таким «государственным» заказом возникли определенные финансовые трудности — сделать надо быстро, а оплата предполагается из бюджета, значит, считая каждую копейку.
Об умении Альфии преодолевать жизненные трудности с улыбкой стало известно… директору Тюменского цирка Фаине Халиловой. В Тюмени проходили гастроли цирковой программы под руководством Марицы Запашной, и знаменитая дрессировщица решила заказать новый костюм для выступлений. Через Интернет они нашли адрес ателье Молодцовой, и через несколько дней сама Запашная пришла на примерку.
— Первое время работать со сценическим костюмом было очень сложно, — признается Альфия, — артистка требовала дотошности в каждой детали, ей все казалось не так.
Но ко второй примерке она уже улыбнулась, к третьей — сказала: «В общем-то — ничего», а когда получила готовую вещь — обняла портниху, поцеловала и сказала: «Наверно, еще увидимся». В сшитом в «Ришелье» костюме знаменитая дрессировщица провела все гастроли в Тюмени и увезла его с собой. Так что работу тюменской швеи, возможно, увидят не только в других городах России, но, вероятно, и за рубежом.
***
фото: Екатерина и Альфия Молодцовы