Линия, пятнышко, штрих, точка…
Магнитогорск — один из крупнейших центров черной металлургии — с живописью и графикой лично у меня не ассоциировался. По крайней мере, до того момента, как в выставочном зале тюменского отделения Союза художников не открылась экспозиция лучших произведений графики Магнитогорского государственного университета.
Кафедра рисунка и живописи этого университета отмечает свое 35-летие. Именно поэтому из фондов, где хранятся работы студентов и выпускников, о то брано более 50 картин — тех, что как нельзя лучше демонстрируют, как растет с годами уровень графического мастерства художников. Получилась солидная ретроспектива дипломных и творческих работ за последние 13 лет. Даже — история графики вуза.
… Выставочный зал в середине рабочего дня абсолютно пуст. Дежурный администратор машет рукой: дескать, проходите, включайте свет, сами смотрите — все работы подписаны, разберетесь.
Разобраться действительно нетрудно, особенно, если заранее знаешь, что главные средства, которыми пользуются мастера графики — это линии, штрихи, пятна и точки. Все остальное, например, цвет, который так важен в живописи, здесь играет лишь вспомогательную роль. Но именно он может сделать графический рисунок еще интереснее.
Поэтому, войдя в зал, сразу упираемся взглядами в серию цветных гуашевых работ, посвященных Илье Муромцу. Художник выбрал для былинного богатыря оттенки багровой гаммы и грубые штрихи, вот почему картины затмили большинство соседних работ.
Однако это только первый наш взгляд. Второй падает на триптих Виктории Питиримовой. Общего наименования у работ нет, но так и хочется назвать их «городскими картинками» — так тонко и с юмором автор подметила выражения лиц людей, их позы и жесты, которые можно каждый день увидеть на улице.
Виктория, кстати, график известный. Несколько лет назад по стране путешествовала серия ее работ (или, как говорят графики, листов) «Хазарский словарь» по мотивам произведений сербского автора, лауреата Нобелевской премии Милорада Павича. Искусствоведы тогда в голос заявили, что серия выполнена с большим мастерством. Графика Виктории — расшифровка морфологии книги со странной историей, живущей своей жизнью и хранящей тайны исчезнувшего хазарского народа. Постмодернистская подача аутентичной истории народа автором словаря в художественном переосмыслении Виктории рождает удивительные образы. В глубоко лично пережитой истории художник расставляет свои акценты: в листах серии можно проследить стремление к геометричности, передаче культовых символов (рыбы, мотивы дверей и окон…).
… Вообще, художники-графики, как мне показалось, немало читают. По крайней мере, каждая вторая серия работ иллюстрирует ту или иную книгу. Очаровательные графические листы к повести Осипа Мандельштама «Египетская марка»; мрачная серия к повести Александра Пушкина «Станционный смотритель», выполненная тушью; доработанные акварелью иллюстрации к гоголевской повести «Майская ночь, или Утопленница»…
А вот, наконец, и графика компьютерная — для меня интересная еще и тем, что в сети Интернет нашлось немало информации о том, что при помощи компьютера умеют делать магнитогорские художники-графики. Например, университет каждый год проводит конкурс «Электронное перо», благодаря которому стало понятно, что для создания графического шедевра умелому компьютерному пользователю необходимо совсем немногое. А именно: полный боевой комплект «железа», немного фантазии и вдохновения. За годы существования конкурса в нем принимали участие ребята из тридцати краев и областей, причем не только России, но и Украины. Но художники из Магнитогорска всегда оказывались лучшими.
На выставке в тюменском филиале Союза художников есть только одна серия компьютерных работ — по мотивам фантастическо-мистической повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Но работам, выполненным вручную, она ни в чем не уступает.
Пожалуй, Магнитогорскому университету пора задуматься над выпуском альбома графики. Материала для этого накопилось более чем достаточно.
***
фото: Графические шедевры из Магнитогорска;Графические шедевры из Магнитогорска;Графические шедевры из Магнитогорска