X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Древнее Верхотурье: есть деньги и надежда

Более 8 миллиардов рублей планируют вложить в реконструкцию памятников старины, в строительство инфраструктуры и создание туристско-рекреационной зоны небольшого городка на севере Свердловской области.

Чем славен город Верхотурье, что представляет он собой сейчас? Что планируют сделать на деньги бюджетов всех уровней и средства меценатов? Ответы на эти вопросы дал пресс-тур для журналистов УрФО, организованный министерством культуры и туризма Свердловской области.

Не обязательно быть религиозным человеком, чтобы восхищаться красотой культовых зданий. Они молчаливо сохраняют величие, даже если внешний вид давно оставляет желать лучшего. Вот и в этом небольшом городке в верхнем течении Туры некоторые памятники православной культуры вызывают сегодня лишь сочувствие. Невольно сравниваешь их с отреставрированным Тобольским кремлем, и думаешь: а ведь такое возможно. Тем более, за такие деньги!.. Впрочем, заглядывать вперед рано. Осуществится ли желаемый туристический ажиотаж вокруг маленького городка с большой православной историей, мы сможем узнать не раньше, чем через пять лет. На такой срок рассчитана грандиозная программа по возрождению духовного центра Урала.

А пока… Старинное каменное здание железнодорожного вокзала со своеобразными деревянными вставками снаружи и высоченными потолками внутри. На потолке в зале ожидания — богатая лепнина. Посреди — где раньше, должно быть, висела роскошная люстра — куцый современный плафон. Неровный пол выложен дешевой плиткой. Жесткие деревянные сиденья — из прошлого века. Помню, в первый приезд в Верхотурье именно вокзал, который встречает нас в этом городе, запал в душу. Потому что таких в современной России уже не встретишь. Они сейчас однолики. Рядом на привокзальной площади — высоченные тополя, с которыми здесь не борются. Наверное, некому и незачем. Здесь они стояли всегда, так же, как и вокзал, больше ста лет.

Елена Мингалёва

Центр города находится в шести километрах от вокзала и поселка Привокзальный. В тесном окружении частного сектора Верхотурский кремль, на территории которого — государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Действующий Свято-Троицкий собор с величественной колокольней, объявленный ЮНЕСКО памятником архитектуры мирового значения, соседствует с постройками XVI века, которые используются в новом качестве. В доме народного собрания — администрация городского округа Верхотурский, в старинном здании банка — банк современный, в приказных палатах — краеведческий музей.

Светлана Лебедева, экскурсовод, подводя нас к крутому берегу Туры, там, где когда-то высились стены Верхотурского кремля, очень беспокоится, чтобы кто-нибудь не оступился. А это легко, если невзначай заглядишься на удивительный вид, который открывается с пока еще не оборудованной смотровой площадки. Вот она какая, молодая Тура! Мощное течение, красивый изгиб. Невольно представляешь, как по ней в старину вниз по течению шли корабли, а рыбаки тянули неводы с благородной нельмой.

Все это уже в истории. И река — не та, и суда здесь уже не ходят, не строят их давно, и рыба помельчала. Кстати, экспозиции краеведческого музея очень подробно и доказательно рассказывают о том, что были у Верхотурья иные времена. До отмены таможенных границ этот город на пути из Сибири в российские земли было ни обойти, ни объехать. По велению Екатерины II таможню отменили, а торговые пути сместились далеко на юг. С той поры началось медленное угасание некогда великого сибирского города.

Верхотурье утратило былое величие. Но одним из центров православной культуры город является и поныне. Паломники со всей России прибывают сюда, чтобы прикоснуться к мощам святого Симеона Верхотурского, которые хранятся в серебряной раке в старейшем монастыре Зауралья — Свято-Николаевском. История этого культового сооружения и многих церквей Верхотурского района печальна. Пришедшие к власти коммунисты снимали с церквей кресты, разрушали здания, приспосабливали их для хозяйственных нужд. В здании Крестовоздвиженского собора был спортивный зал, в храме первого за Уралом Свято-Покровского женского монастыря — баня.

Елена Мингалёва

… Единственный в России православный музей на территории мужского монастыря соседствует с трапезной монахов. Но одно другому не мешает. В ходе экскурсии по музею мы узнали историю Симеона Верхотурского, с которым связано много легенд и преданий о чудесных исцелениях людей верующих. Святой источник, который образовался на месте погребения праведника в селе Меркушино (50 км от Верхотурья — Е.М.), притягивает к себе множество страждущих исцеления. Хотя приезжих порой бывает больше, чем жителей села. Поэтому местная, более менее комфортабельная гостиница для паломников не вмещает всех желающих. Нам, например, пришлось переночевать в соседнем селе, в комнатах по 8-13 человек на двухъярусных кроватях. При этом людям, изнеженным цивилизацией, показалось странным полное отсутствие водопровода в современном кирпичном здании и, конечно, туалет — на улице.

Впрочем, тема сервиса стала самой обсуждаемой за круглым столом на встрече участников пресс-тура с главными людьми Верхотурья — исполняющим обязанности главы города Владиславом Фахрисламовым и настоятелем Свято-Николаевского мужского монастыря игуменом Филиппом. На сегодня в городе всего одна гостиница на 26 номеров, три кафе.

Елена Мингалёва

Но при этом верхотурцы — очень гостеприимные люди. По маршруту от Верхотурья до Красногорского, Усть-Салды, Меркушино нас все время потчевали караваями и прочими яствами, были песни, показывали старинные обряды, водили хороводы. Правда, народ веселился еще и по другому поводу — шел праздник Троицы. Запомнилось самое яркое народное гулянье на зеленом лугу за храмом в селе Красногорском. К этому селу у меня очень личное отношение. Где-то здесь, по соседству, в деревне Мингалёво берут начало корни моей родословной. Не надеясь на удачу, дала свою визитку пожилой женщине, которая согласилась помочь отыскать родню. А на память о родине предков прикупила на ярмарке у девочки Насти тряпичную куколку-оберег за 15 рублей…

В понедельник, на следующий день после возвращения в Тюмень, я ответила на телефонный звонок. Звонил сродный брат моего отца из Верхотурья. «Отыскала» его моя визитка. Двоюродному дяде 76 лет. Ждет в гости. Значит, снова надо ехать в Верхотурье. Но теперь уже с частным визитом.

***
фото: Крестовоздвиженский собор;Развалины ждут реставрации;Участники пресс-тура знакомятся с достопримечательностями;В Меркушино встречают с караваем

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта