X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

И смерть ночами снится им порой

Десятки концентрационных лагерей, миллионы погибших — и всего лишь горстка тех, кто выжил, смог пройти через этот ад войны.

«Дети войны — трагедия 1941 — 1945 годов» — так называется выставка, которая открылась вчера в школе N 15 к 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны.

— Эта выставка должна показать молодежи, что такое настоящий фашизм. Рассказать им, как мы и наши семьи страдали, — сказала Валентина Петровна Сарапу, председатель областного совета бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

Фотографии военных лет, письма с фронта и потрясающие цифры погибших и выживших — «экспонаты» выставки. И за каждой цифрой чья-то жизнь или нелегкая судьба.

— Александру Петровичу Кондратьеву было двенадцать лет, когда немецкие войска вошли в село Ивот Сумской области в Украине. Пытаясь спастись, они с шестилетним братом Мишей убегали от выстрелов, но уцелел только Александр Петрович, — рассказывал голос со сцены актового зала школы.

Бывший малолетний узник лагеря, названия которого он сам не знал, до сих пор со слезами на глазах вспоминает, как долгое время лежал в снегу, истекая кровью, а потом почти полгода пробыл в немецком госпитале, где его… лечили от пулевых ранений. И как вместе со взрослыми строил дорогу через лес.

Там же, в Ивоте, Александр Петрович и встретился с совсем юным советским солдатом Михаилом Москвиным.

— Смотрю, подбегает чумазый мальчуган, прижимается и спрашивает: «Дяденьки солдаты, а нам-то куда бежать». Мы освобождали Ивот от немцев в конце 1943-го, и для меня это был самый суровый бой. Порой сам не верю, что смог выжить, — вспоминает Михаил Федорович.

— Я с ужасом подумала о том, что детей могли расстреливать и сжигать вместе с матерями, что людей гнали, как скотину, и так же с ними обращались, — сказала девятиклассница из школы N 5 Алиса Девяшина — правнучка Александра Петровича.

Однако некоторым членам совета бывших малолетних узников пришлось пройти несколько лагерей. Ведь вся семья Тамары Долгодворовой, за исключением отца, который был в армии, оказалась в плену у фашистов.

— Семья у нас была большая — шестеро детей. Троих старших — брата и сестер, забрали сразу, а нас погнали за собой. Из Орловской области и до самой Эстонии через всю Россию. Многие погибали, когда наши солдаты бомбили фашистов с самолетов. Там уж было не до разбору, есть ли пленные, — рассказала Тамара Романовна.

Ей в 1943 году, когда фашисты напали на деревню, было всего шесть. Девять месяцев в плену она почти не помнит. Осталось лишь одно впечатление, когда пленных, женщин, мужчин и детей загнали в баню…

— Сказали, что мыть будут… Мы уже слышали про «немецкую баню» и очень испугались. Но взрослые не растерялись и стали разбивать окна. Старшая сестра смогла буквально выкинуть нас с братом и вылезти сама, — вспомнила Тамара Романовна.

Из Эстонии Тамару Романовну и ее родных отправили в Польшу, где они и встретились с матерью. Там фашисты только за взрослыми следили, чтобы те урожай убирали, а малыши были предоставлены сами себе…

В 1945-м их отправили домой… … Школьники из 15-й приготовили для гостей небольшую программу — сами смонтировали кадры из художественных и документальных фильмов о войне, читали стихи и пели песни.

***
фото: Тамара Романовна Долгодворова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта