X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

В каждой детали – душа мастера

Есть в Тюмени люди, которые сохраняют и восстанавливают памятники деревянного зодчества, созданные руками забытых ныне мастеров.

«Принят резчиком-реставратором на неполный рабочий день». Такой была первая запись в трудовой книжке Святослава Шитова.

— И я ею очень гордился, — вспоминает молодой человек. — В то время еще мало кто из моих ровесников мог позволить себе работать, потому что одни в школе учились, другие — в училище. А у меня получалось совмещать сразу два дела: каждый день после учебы я торопился в реставрационную мастерскую.

Там Святослава ждал отец, Вадим Шитов. Зодческому ремеслу своего сына Вадим Макарович начал обучать с самого детства.

— Мне, семилетнему, он доверил шкурить некоторые детали, что сейчас украшают фасад музея-усадьбы Колокольниковых, — говорит Святослав.

Кстати, не будет преувеличением сказать, что в свое время этот дом буквально в корне изменил судьбу и самого Вадима Шитова, который когда-то и не думал, что посвятит свою жизнь зодчеству.

Все дело в том, что по основной специальности Вадим Макарович — летчик. Учебу он проходил в Киевском институте гражданской авиации. А в Тюмени оказался совсем случайно, проездом — в составе студенческого стройотряда. Тогда-то и обратил внимание на необычайно красивую деревянную резьбу на домах центральных улиц. В том числе и на здании музея-усадьбы Колокольниковых.

— А потом, когда уже начал много летать, отец убедился, что такой богатой и искусной резьбы, как тюменская, нет ни в одном российском городе, — рассказывает Святослав.

Тогда и решил переехать из Подмосковья, где тогда жил, в Тюмень. И почти сразу же открыл здесь свою реставрационную мастерскую — в доме N 40 по улице Дзержинского.

— А как же небо? — спрашиваю я у Святослава.

— А он зодчеством в свободное от полетов время занимался, — улыбается молодой мастер. — На свое любимое дело он всегда время находил.

А еще и сына успевал обучать. По словам Шитова-младшего, к четырнадцати годам он практически мастером стал — много чего умел. Однако настоящая возможность продемонстрировать свое умение Святославу представишел не в качестве сына, а в качестве работника.

— Отец дал мне заготовку, дал образец и сказал: «Ну, все. Сейчас у меня времени тебе помогать и подсказывать нет. Делай все сам, да смотри не ошибись — дерево ошибок не прощает». Развернулся и ушел из мастерской, — вспоминает Святослав. — Я над этой деталью целых три дня корпел: все аккуратно, не торопясь делал — только бы получилось.

И получилось! С тех пор в руках Святослава так же, как и в руках его отца, любой брусочек дерева запросто превращается в настоящее произведение искусства.

— У нас в мастерской все в дело идет, — показывает молодой реставратор на разноцветных деревянных лошадок, выставленных на полочке. — Этих мы с ребятами на Мысу делали.

Галина Безбородова

Святослав говорит про ребят, которые приходят заниматься на конюшню казака Владимира Афанасьева, что живет на берегу озера Круглое в поселке Мыс. Реставратор часто бывает там, в гостях: делает с ребятами стрелы для луков, вот таких вырезает лошадок…

Случается, что и ребята приезжают в гости в мастерскую (с 1994 года она переехала в 34-й дом по улице Дзержинского). И здесь им есть на что посмотреть!

По стенам светлой комнатки, в которой приятно пахнет свежим опилом, развешены деревянные детали.

— Вот этой — уже больше века, — Святослав аккуратно берет в руки деревянную виньетку. — Она как раз — со здания музея-усадьбы Колокольниковых. Первой работой, которой в Тюмени занялся мой отец, была реставрация этого дома. Он снимал с фасада старые детали, которые практически уже рассыпались, перерисовывал их на бумагу — миллиметр в миллиметр. И делал точные копии.

А те детали, которые к тому времени уже были утрачены, Вадим Шитов восстанавливал по дореволюционным фотографиям.

Но откуда у летчика гражданской авиации такой цепкий художественный взгляд?

— Это семейное, — раскрыл тайну Святослав. — Оба брата моего отца — люди творческие. Один, Вячеслав Назарук, — народный художник и мультипликатор. Он нарисовал мультфильмы «Крошка Енот», «Мама для мамонтенка»… Его картины выставляются в московских и петербургских музеях.

А второй брат Вадима Шитова, Анатолий — скульптор. Он, кстати, недавно приезжал в Тюмень — помогал своему брату и племяннику в одном проекте: делал гипсовые слепки лиц херувимов, которые станут частью большого деревянного ансамбля.

— Над этим проектом мы работаем почти полгода. К осени надеемся завершить его, — делится планами Святослав.

Речь идет о деревянном иконостасе для церкви санатория «Тараскуль». Параллельно мастера продолжают заниматься реставрацией тюменских памятников деревянного зодчества.

По словам Шитова, на любом из домов, которые ему приходилось реставрировать, он безошибочно может узнать деталь, сделанную своими руками. Говорит, что в каждой из них живет частичка его души.

— Вы не представляете, как это интересно — брать в руки совсем старые детали, которые были изготовлены больше века назад! — с азартным блеском в глазах рассказывает Святослав. — Обычно на обратной стороне изделия есть подпись зодчего и начерчены разные расчеты… И вот ты разглядываешь их, представляешь, как мастер сначала делал чертеж, потом брал в руки деревянную заготовку и стамеску…

Слушая слова Святослава, резчик Дмитрий Щетков широко улыбается. Он только что закончил работу над одной деталью и на обратной ее стороне поставил свою подпись.

— Вот и я попаду в историю, — мечтательно говорит он.

В мастерскую Шитовых Дмитрий пришел на практику, с тех пор здесь и остался — уже на постоянной работе.

— К нам часто приходят ученики, — делится Святослав, — но остаются не все.

Чтобы работать с деревом, нужно быть очень усидчивым. А еще — добрым, потому что дерево в себя все эмоции человеческие впитывает. Особенно кедр и сибирская сосна, с которой работают в мастерской. В свое время Шитов-старший придумал специальный консервант, в состав которого входят воск и канифоль. Если пропитать им сосновые и кедровые элементы резьбы, они прослужат долгие годы.

— Мы на это очень надеемся, потому что деревянная резьба — это визитная карточка Тюмени. Ни в коем случае нельзя ее потерять, — уверен Святослав.

Чтобы наследие деревянного зодчества не кануло в Лету, Святослав и Вадим Макарович планируют открыть при мастерской школу художественной резьбы — для маленьких тюменцев, которым предстоит, в свою очередь, сохранять деревянную историю города.

***
фото: Святослав Шитов смастерил гусли и хочет научиться на них играть;Деревянный херувим

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта