Живые вопросы, которые касаются всех тюменцев
После поездки в Псков, на заседание Совета по местному самоуправлению при президенте России, Сергей Медведев, председатель Тюменской городской Думы, по-новому взглянул на проблемы российских городов в целом, и тюменские в частности.
Своими мыслями по самым разным вопросам, касающимся городской жизни, он в начале этой недели поделился с журналистами. Ведь темы, которые обсуждались на заседании, были не какими-нибудь отвлеченными, высокого полета, а вполне насущными и приземленными:
— Ни о полетах в космос, ни о деятельности партии «Единая Россия» мы не говорили, — признался Сергей Михайлович. — Рассматривали вопросы живые, касающиеся абсолютно всех.
Самым важным из них, по мнению Медведева, был, конечно, бюджет.
— Все получают зарплату и, исходя из нее, планируют свою жизнь, — сказал Сергей Медведев. — Также и муниципальные образования. Когда в бюджете четко расписаны средства, можно распределять работу на два-три года вперед. Например, прежде чем строить школу или детский сад, необходимо понять, какие для этого есть средства.
— Как по сравнению с другими городами России выглядит Тюмень по сносу ветхого жилья?
— Спросите любого жителя, какой вопрос для него самый важный. И почти каждый ответит: капитальный ремонт дома. (В этом году на капремонт жилого фонда в Тюмени выделено 612 миллионов рублей —И.Г.). Город у нас не молодой. И, наряду с новостройками, есть дома, которым под сто лет. Все, кто там обитает, хотели бы жить в нормальных человеческих условиях.
Ремонтировать такие дома сложно, надо бы признавать их ветхими или аварийными, сносить, а людям предоставлять новые квартиры. Но выполнить программу по сносу ветхого и аварийного жилья — непросто. Это проблема всех российских регионов. И Тюмень по темпам реализации этой программы находится где-то в середине российского списка. Проблема в том, что финансирование, которое выделяется по федеральному закону, рассчитано на оплату в размере 32 тысяч рублей за квадратный метр. За такую стоимость жилье в Тюмени не купить. Определенные суммы приходится добавлять. Но нужные средства не всегда есть в бюджете. Кроме того, часть квартир в таких домах находится в собственности граждан. И люди загибают такие цены, что на эти деньги можно коттедж купить! Кроме того, необходимо найти квартиру «квадрат в квадрат», небольшой площади, что тоже непросто сделать.
— Как вы относитесь к тому, что власть часто критикуют в Интернете?
— В России власть традиционно не хвалили. Но от критики не стоит отворачиваться и обижаться на нее. К таким высказываниям надо прислушиваться. Как показывает практика, процентов 15-20 из них — правда. В Пскове посоветовали привлекать таких активистов для контроля за ремонтом дворов, домов, дорог. Ведь общественный контроль со стороны граждан должен быть обязательно.
Мне тоже иногда бывает неприятно читать про себя. Но жизнь есть жизнь. Из критических высказываний делаю определенные выводы и даю поручения переговорить с людьми, которые недовольны, встретиться с ними. И нередко выясняется, что не все на самом деле так хорошо, как казалось. Критику надо воспринимать конструктивно и привлекать людей на помощь!
— Какие, на ваш взгляд, сейчас самые больные точки у российского здравоохранения и образования?
— Главная проблема в медицине — кадры. Хороших кадров мало, потому что маленькие зарплаты. Оборудование установлено дорогое, импортное, а работать на нем некому. Вторая проблема — бюрократия. Врачу на одного больного требуется извести два листа бумаги. Человека некогда выслушать. Как сказала мне одна бабушка: «Врач больше в компьютер смотрел, чем на меня».
Похожая ситуация и в образовании. Средний возраст учителей — 50 лет. Молодежь в школу не идет — зарплата не устраивает. Чтобы заинтересовать молодых, можно было бы отправлять их учиться за границу. Посмотрели бы мир, сравнили, поняли разницу. Не зря самой лучшей системой образования на сегодняшний день считается норвежская. И норвежцы не скрывают, что за основу они взяли советскую систему, добавив туда элементы немецкой педантичности.
Конечно, надо продвигать молодых, их научить проще. Компьютерные премудрости, например, молодому человеку даются легче. Он компьютер, как книгу, читает. Молодежь должна учиться и работать, а старшие — передавать им свои знания и опыт.
— Извечная российская проблема — дороги. До сих пор в нашем городе есть улицы, которые никогда не видели асфальта. Заработает ли в Тюмени программа «отвердения улиц»?
— Улиц без асфальтового покрытия у нас в городе около 185 километров. Мы с администрацией Тюмени договорились, что в этом году срезка асфальта и часть материалов, предусмотренных для «щебенения» дорог, пойдут на отсыпку таких улиц. Для начала — самых проблемных. Потом в зимний период начнем готовить проектно-сметную документацию, чтобы на следующий год, при наличии финансирования, постепенно все ремонтировать. Кстати, за то, чтобы срезка асфальта оставалась в управах, мы сражались три года.
— Обсуждалось ли на заседании внесение изменений в закон о муниципальных закупках?
— Мнение об этом законе — двоякое. Многие говорят, что он тормозит развитие муниципальных образований, но не все так просто. Одно дело — закупить стол или стул, другое — провести капитальный ремонт. Особенно в Сибири, где ремонтный сезон только три месяца. Изменения в закон уже внесены, но реальных перемен никто не почувствовал. У меня, например, на столе лежат списки предприятий, выигравших муниципальные конкурсы. После проведенных аукционов скидки от первоначальной сметы в некоторых случаях достигают 60%. Что можно отремонтировать за эти деньги? Хотели сделать как лучше, а получилось.
— Будет ли продолжен проект благоустройства Текутьевского кладбища?
— Проектно-сметная документация готова. Но она «зависла». Посчитали, что в этом году лучше вложить деньги в капитальный ремонт жилья. Но, конечно, надо возвращаться к этой теме. Если не убирать подрост, он за год отрастет, и придется снова такие же деньги вкладывать. Если уж начали, не надо останавливаться.
— Чаще ли обращаются сейчас жители к депутатам городской Думы, чем несколько лет назад?
— Когда бюджетных денег было меньше, тюменцы были более активны, а когда пошел рост бюджета — активность снизилась. Она по-прежнему сохраняется высокой только в вопросе ремонта жилья. Зато активнее стала молодежь, которая часто выдвигает свои идеи и предложения. Правильные или неправильные — другой вопрос. Но в целом практика показывает, что чем город богаче, тем активность горожан ниже.
— Есть ли у вас свой блог или твиттер?
— Ничего такого у меня пока нет. Общаться в чате я не успевал бы физически. Надо было бы бросить всю работу или нанимать человека, который будет отслеживать эту переписку. У меня есть электронная почта в приемной, есть сайт городской Думы, пока этого достаточно. Конечно, рано или поздно мы все перейдем на электронную систему. Я понимаю, что останавливаться на достигнутом нельзя, надо двигаться вперед.