X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Homo legens, человек читающий

— Говорят, что все печатные издания скоро умрут…

— Не беспокойтесь, они еще успеют напечатать ваш некролог…

Что такое счастье? Иногда мне представляется оно как громадный книжный магазин в свободном доступе, где можно переходить от одной книжной полки к другой, можно сидеть и читать, и никто тебя не торопит. Однажды я уже испытывал такое чувство — в четырехэтажном здании в самом центре Чикаго. В залах этого магазина можно было найти книги на любую тему, уникальные и неповторимые издания. Я видел, как читатели-покупатели устраивались, с термосом под боком, прямо на полу, затянутом мягкой тканью, обложившись со всех сторон книгами. В память об этом событии в моем рабочем шкафу до сих пор хранится том «Great photographs of WORLD WAR II» («Великие снимки 2-й мировой войны»).

До сих пор я завидую тем, кто впервые открывает для себя неизвестную территорию под названием «библиотека» и прокладывает свою первую тропу в удивительном мире — мире книг.

А во вторник волею организаторов конкурса «Год чтения» я оказался лицом к лицу с десятками тюменских школьников из самых читающих классов и самых читающих школ. Восхитительное, я вам скажу, впечатление.

Что делает человека человеком читающим? Случай (как гусарского корнета Плетнева, которого сослали в деревню, где он со скуки пристрастился к чтению). Любопытство (что там, за яркой обложкой?). Пример другого человека, которому захотелось подражать. Принуждение, в конце концов, — в школе или вузе.

Как, например, я поступаю со студентами-второкурсниками, непременно заставляя их знакомиться с творчеством великих журналистов по написанным ими книгам. По «Испанскому дневнику» Михаила Кольцова. По «Автобиографии» Бенджамина Франклина. По книжке репортажей «От вашего специального корреспондента» Мадлен Риффо. «Дневнику» скоро исполнится восемьдесят. Русскому изданию репортажей Мадлен — полвека. «Автобиографии» — третий век идет. Это невероятно, но каждый раз, как говорят студенты, знакомство с текстами, этими и им подобными, написанными великими мастерами Журнализма, производит потрясающее впечатление.

Виктория Ющенко

Сошлюсь на пример Жени Шевелевой. Ей было задано (велено, приказано, предложено) исследовать творчество военного корреспондента газеты «Юманите», героини французского Сопротивления. Репортажи Риффо написаны с таким чувством, с такой болью, что не взволновать не могут. И Жене Шевелевой захотелось узнать больше, чем в текстах самой Мадлен, больше, чем сказано в предисловии. Она нашла написанные по-французски стихи журналистки и даже попыталась перевести их на русский, с помощью подруг по группе. Вы знаете, получилось!

Еще пример, как сила печатного слова увлекает человека. Другая студентка, Катя Пинжакова, выполнила курсовую работу по журналистскому творчеству Габриэля Гарсия Маркеса. Возможно, не все знают, что нобелевский лауреат много лет проработал в газете и сам считает себя больше журналистом, чем сочинителем романов. Маркес посвятил журналистике книгу «Самая лучшая профессия на свете». Но Катя, завершив исследование о Маркесе-журналисте, по ее словам, обегала все книжные магазины Тюмени, но нашла самый знаменитый роман колумбийца — «Сто лет одиночества». Воистину, неисповедимы пути человека к Печатному Слову, к Книге!

Одним из таких путей (впрочем, путь — это скромно. Скорее, речь должна пойти о магистрали) и стал завершившийся на днях конкурс «Год чтения». Городской департамент образования, придумавший и осуществивший этот конкурс, вывел на круглую сцену большого зала Думы одних только «самых-самых» не менее ста человек. Самые читающие семьи. Самые читающие классы (их было девять, в трех возрастных номинациях: со второго по четвертый, с пятого по девятый и с десятого по одиннадцатый). А еще были и самые читающие школы. И просто читатели…

Руководитель одной из «самых читающих», директор 91-й школы, что находится, фактически, на городской окраине, на Мысу, Андрей Степанов рассказывал о том, как проходил там «Год чтения».

Виктория Ющенко

— Читающие дети, — сказал Андрей Эдуардович, — это то, о чем мечтают в каждой школе.

В 91-й создано творческое объединение «ПЕГАС» (почему-то с ударением на первый слог), без которого не обходится ни один городской книжный праздник. Ни «Юбилей одной книги» в госуниверситете, ни Дни франкофонии, ни Дни английской культуры… Вступив в «Год чтения», здесь тоже постарались придумать что-то свое. Пригласили тюменских писателей — литературный прилив вынес на берег школьной библиотеки 250 книжек. Читающие школьники стали создавать собственные «золотые полки» из книжек-самоделок (сразу вспомнилась почти забытая всеми «золотая библиотека» Детгиза). Пятиклассник Санька (в «пегасовском членстве» нет ограничений по возрасту) создал электронное пособие «Тюменские писатели о войне»…

Конечно, главная роль в этом действе — учителя литературы. В «ПЕГАСе» эту роль играет Елена Георгиевна Медведева.

— У нее фантастическое умение заразить окружающих. Вы не поверите, но когда дети начали читать, у них словно свет зажегся в глазах, изменились лица! Юный человек, который нередко комплексует по поводу своей внешности, вдруг начинает понимать, что есть и другие ценности, — продолжает свой рассказ Андрей Эдуардович. — Благодаря этому проекту наша окраинная школа превратилась в центр читательской жизни. Дети, воспитанные на электронной культуре, вдруг говорят: мы чувствуем, как в нас просыпается интерес к настоящей жизни. А один пятиклассник даже сказал, что книга — это покруче электронной игры! И понятно: включается не чужое, а начинает работать собственное воображение.

Окраинная школа… Ну как не вспомнить классическое: провинция — это не географическое понятие, а состояние души…

И под занавес — несколько «чисто конкретных» вопросов.

— Андрей Эдуардович, все жалуются на нехватку времени…

— Наша десятиклассница Аня Пименова сделала социологическое исследование, опросила более 300 человек. Выяснилось, что 30 процентов из них проводят в «социальных сетях» по пять-шесть часов в день. Взрослые часами просиживают у телевизоров… А если мы сможем убедить и заменить общение «ВКонтакте» живым общением с настоящими собеседниками? Вот — время. А есть еще удивительное занятие: чтение вслух — ты наблюдаешь, как ребенок погружается в текст, врастает в сюжет…

Виктория Ющенко

— С чего же начать?

— Элемент принуждения должен иметь место. Это же школа, где учат учиться, заставляют учиться. Так и здесь. Высока роль школьных уроков литературы. С одной стороны, их теснят. А с другой, они не так жестко регламентированы, как прежде, есть место для творчества, для поиска. Так через инструмент приобщения мы стараемся уменьшить число нечитающих.

— А «страшилки электронных книг» вас не пугают?

— Помните фильм «Москва слезам не верит»? Есть там телеоператор, который уверяет, что телевидение заменит все… Телевизор не сократил числа читающих. Кстати, вы обратили внимание, что в Тюмени стало больше книжных магазинов? Это о чем-то говорит…

***
фото: Самый читающий класс из 91-й – одиннадцатый «А» (справа налево): Алена Хардина, Катя Цыпанова, Андрей Уфельман, Полина Рыбакова, Саша Сорока и Елена Георгиевна Медведева;Второклассники 91-й – Настя Серкина, Вика Масякина и Саша Владимиров;Таня Селезнева из самой читающей семьи;Денис Паненков

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта