X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Феерия мыльных пузырей

Немногие знают, что происходит за сценической ширмой кукольного спектакля. Мы из зала видим только, как куклы движутся вдоль края ширмы, жестикулируют, открывают рты и говорят голосами актеров.

А с другой стороны стоят те самые актеры, задрав головы и подняв руки с куклами. Кажется, что ходить в таком тесном пространстве почти невозможно, но у них получается: бочком-бочком, огибая коллег, быстро, слаженно, синхронно.

— Такой синхронизации легко учишься, — смеется Антон Нестеренко, один из двенадцати актеров театра кукол и масок, что во вторник сыграли последний в этом сезоне премьерный спектакль «Мойдодыр». — Вот пару раз стукнешься хорошенько о декорации… и быстренько смекаешь, что к чему.

Смех смехом, но отыграть часовой спектакль — задача не из легких. Даже если актер умеет передавать кукле свою пластику, оживлять ее, простоять час с поднятыми руками физически довольно трудно.

— Мой персонаж в «Мойдодыре» — Крокодил, — рассказывает Антон. — Казалось бы, легкая плоская кукла. Но у нее пять тростей разной длины, и со всеми надо управляться.

Тростей пять, а рук-то всего две. Антон уточняет, что чаще всего не две, а одна, потому что в другой обязательно зажата трость от еще какого-нибудь сценического атрибута. Так, в «Мойдодыре» Антон как жонглер управляет сразу и крокодилом, и мыльными пузырями, и щетками, и ванной. Словом, всем, что доверили. Другие тоже не отстают.

Кстати, о пузырях. В «Мойдодыре», посвященном «мылу душистому и полотенцу пушистому», без них было не обойтись. Причем художник Людмила Кузнецова придумала, что некоторые из них будут игрушечными, а некоторые, действительно, мыльными. Так что, когда на сцену потоком начинают сыпаться настоящие легкие пузыри, актеры за ширмой незаметно для зрителей принимаются от них отдуваться. Если в глаз попадет — беда.

Впрочем, все эти будничные неудобства — привычны. Над ними в театре, скорее, потешаются вместо того, чтобы огорчаться. Ведь главное — это сверхзадача, которую поставил режиссер.

А задача у режиссера Галины Коптяевой была непростой: показать известную сказку Корнея Чуковского по-новому. Чтобы на популярный мультфильм не была похожа и чтобы сохранила авторский язык, словно зрителям читают книжку. И то, и другое получилось.

Надо сказать, что Галина Валерьевна в основном работает помощником режиссера. Однако в последние годы стала и сама ставить спектакли. На ее счету «Шарманка» по пьесе Андрея Платонова и теперь вот «Мойдодыр».

— Меня вызвал к себе Пустыльников и сказал: «Поставьте «Мойдодыра». Я растерялась. Что можно вытянуть из знакомого всем стихотворения? — рассказывает Галина Валерьевна. — А потом пришла домой, прокручивая в голове стихотворные строчки, и поняла, что у меня начали возникать образы этой мыльной феерии. Вокруг стихотворения стал рождаться кукольный мир… Знаете, что в «Мойдодыре» хорошего? Там много глаголов! То есть действия. А кукла без действия — мертвая кукла.

Режиссер создала в спектакле два измерения: реальность и сон. Мальчик, который не любил мыться, засыпает и видит, как от него сбегает одеяло, простыня и «подушка, как лягушка, убежала от меня» — и так далее, по тексту. Реальность, в которой живут Мальчик, его Мама и Кот, создана объемными куклами.

Сон отличают куклы плоские, тростевые, такие как Крокодил, которым управляет Антон Нестеренко. Ведь во сне может случиться все, что угодно, мир может исказиться, и тот, кому это снится, не удивится.

Впрочем, художник Людмила Кузнецова не стала искажать мир до неузнаваемости. Напротив, она стилизовала сценическое пространство под 20-е годы прошлого столетия. И хотя все на сцене было игрушечным, город Санкт-Петербург (точнее, Петроград, потому что в 1923 году, когда Чуковский написал «Мойдодыр», город носил такое название) в декорациях отчетливо угадывается. Цветные стены домов, трамваи…

Петроградом же «пахнет» и музыка к спектаклю. Ее написала композитор Татьяна Алешина — в мире музыки человек известный. Она сочинила мелодии ко многим спектаклям, идущим на сценах разных городов страны, и песни для Елены Камбуровой. Ее музыка — очень удачное приобретение для тюменского спектакля. Удобным оказалось еще и то, что мелодии были готовы еще до того, как начались репетиции, и актерам было проще работать: благодаря музыкальному сопровождению они четко чувствовали ритм, динамику той или иной сцены.

Хотя некоторым артистам все же пришлось трудно. Например, Юлии Графеевой, которая впервые работала в абсолютно кукольной постановке. Да еще и роль ей досталась главная — Мальчика, который не хотел умываться.

— Юля — мастер живых планов, — рассказала Галина Коптяева. — А в «Мойдодыре» ей пришлось работать с куклой больше всех. Для девушки это тяжелая в физическом плане задача, а для той, у которой нет опыта в подобных вещах — и подавно. Но Юля — человек въедливый, она засыпала меня и коллег-актеров вопросами. Что называется, «достала» всех. Но в итоге, после премьерного показа, я увидела у нее на лице чувство удовлетворения. Я и сама вижу, что у нее получилось!

Актеры, режиссер и художник советуют посмотреть «Мойдодыра» не только детям, но и — обязательно! — родителям. Дети непременно выучат, что «нечистым трубочистам — стыд и срам!» Тем более что эту фразу в спектакле намеренно повторяют раз десять. А родителям…

— Когда я еще только написала сценарий, его взяла почитать одна моя знакомая, — вспоминает режиссер. — Позже я застала ее плачущей над страницами. Ты что? — спрашиваю. А она сквозь слезы отвечает, что теперь со своим сыном будет домашнее задание по математике по-другому делать. Не «нажимать» на ребенка, а искать способы его цифрами заинтересовать. Вот чему учит спектакль «Мойдодыр» родителей. Ну, и в конце концов, это просто яркая постановка.

… На этой премьере театр кукол и масок завершил сезон. Конечно, в пору летних каникул актеры еще будут выходить на сцену, но новых премьер придется подождать до осени. А 14 сентября в театре покажут сказку «Приключения Незнайки и его друзей». С сентября также начнется работа над постановкой новогоднего шоу «Снежная королева». После новогодних зимних каникул актеры театра вместе с режиссером Татьяной Тарасовой приступят к репетициям спектакля «Барышня-крестьянка» по повести Александра Пушкина. Кроме того, в планы входят показ спектакля «Золушка» по сказке Евгения Шварца и поучительной постановки по правилам дорожного движения «На веселом перекрестке».

***
фото: Давайте все будем чистыми!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта