Как не стать «лохом»
«Мама, я попал в неприятности, а телефон потерял! Положи триста рублей на этот номер, чтобы я мог тебе перезвонить!» Наверное, подобные смс-сообщения получали многие.
Вот только кто-то такую «смску» просто удалит, потому что детей у него нет, и неприятностей, связанных с ними, — тоже. Кто-то перезвонит своему сыну и убедится, что у того на самом деле все в порядке. А кто-то, поддавшись эмоциям, побежит к терминалу и переведет деньги на незнакомый номер, с которого жертве мошенничества никто, конечно же, не перезвонит.
Так необдуманно поступит, скорее всего, пожилой человек, которого легче всего напугать и сбить с толку, считает Надежда Осипова, заместитель начальника контрольно-методического отдела Главного следственного управления УМВД.
Вчера Надежда Дмитриевна приняла участие в заседании круглого стола на тему «Не становитесь жертвой мошенников». И рассказала собравшимся, что в этом году в области зафиксировано уже 97 случаев мошенничества. Жертвами большинства таких преступлений стали пенсионеры, инвалиды… То есть люди, относящиеся к так называемой социально незащищенной группе.
По словам Осиповой, самый распространенный вид мошенничества, которому чаще всего поддаются люди, — это телефонное. И смс-сообщения с просьбой «бросить» на счет небольшую сумму — не самый страшный обман. Хуже, когда незнакомцы представляются, скажем, полицейскими и говорят, что сейчас у них в отделении находится сын (муж, брат) того человека, которому они звонят. Для его вызволения срочно нужны деньги (чаще всего жулики требуют от 30 до 60 тысяч рублей). Когда жертва заглатывает приманку, мошенники назначают встречу, либо сами приходят за деньгами.
И этот момент — очень опасный. — Потому что мошенничество легко может перейти в насильственный вид преступления, — говорит член общественного совета при Управлении МВД РФ по Тюменской области Александр Петрушин. — Не зря же злоумышленники выбирают для своих афер тех людей, которые не могут постоять за себя!
Именно поэтому, убеждена Надежда Осипова, перед тем, как вступить в контакт с незнакомцем, нужно как можно больше узнать о нем — проверить удостоверение или попросить показать паспорт, а лучше прежде позвонить своим родственникам и посоветоваться с ними…
— Или позвонить в ту организацию, сотрудником которой представляется мошенник, — добавляет Надежда Жданкина, начальник отдела социального обслуживания населения городского управления социальной защиты. — Например, наши работники никогда не приходят в дома к горожанам без предварительного предупреждения. И у них при себе всегда есть удостоверение.
В крайнем случае, для надежности, человек всегда может позвонить по телефонам соцзащиты (68-88-86, 20-62-91) и уточнить, работает ли у них человек с такими именем и фамилией.
Но чаще всего, сетует старший психолог Тюменского юридического института МВД Наталья Гусева, люди напрочь забывают об элементарных мерах безопасности. Во многом причина тому — прозорливость мошенников. Обычно они хорошие психологи, и жертву выбирают долго и тщательно.
— На уловки злоумышленников попадаются те люди, которые психологически готовы стать жертвой, — рассказывает Гусева. — Они очень доверчивы, общительны, недостаточно информированы. Их легко заговорить, напугать и убедить.
Противостоять этому можно, постоянно воспитывая в себе внимательность и… подозрительность, считает Денис Кириленко, начальник оперативно-розыскной части по борьбе с экономическими преступлениями Управления МВД РФ по Тюменской области. Да, конечно, мало приятного жить с чувством вечного недоверия, но без этого сейчас не обойтись.
— Нужно наконец-то научиться внимательно читать все документы, которые предлагают вам на подпись, проверять все лицензии, разрешения и удостоверения, — говорит Кириленко. И перечисляет основные виды мошенничества, с которыми сталкиваются сотрудники ОБЭП.
Например, это аферы с полисами автострахования. Нередки случаи, когда агенты крупных страховых фирм присваивают деньги автомобилистов себе, а потом закрывают офисы. В результате водитель в случае аварии остается ни с чем.
Человеческой доверчивостью пользуются и руководители объектов жилищно-коммунального комплекса — управляющих компаний и кондоминиумов. Многим ничего не стоит собирать с жильцов плату помимо той, что предусмотрена тарифами. Говорят, что будут облагораживать двор, строить детскую площадку, ремонтировать подъезд… А жильцы не видят ни цветов, ни качелей, ни новых труб в подвале.
— Не стоит забывать, что вы всегда можете попросить у своей управляющей компании официальный отчет о проделанной работе, — дает подсказку Денис Кириленко.
Также очень внимательно нужно относиться к документам фирмы, которая предлагает приобрести жилье в долю. Обманутых дольщиков становится все больше, сетует Денис Николаевич, однако никто не учится на печальных примерах. Люди продолжают верить аферистам на слово: не составляют договор купли-продажи, не проверяют разрешение на строительство, отдают деньги прямо в руки злоумышленникам, без чеков и квитанций…
А еще сообщают свои персональные данные первому встречному или позвонившему, доверяют пароли кредитных карт, пускают в дом незнакомцев, ходят к гадалкам, целителям и колдунам, покупают втридорога непроверенные лекарства и псевдомедицинские аппараты…
В общем, верят, верят и верят. — Да, мы еще не разучились доверять, — говорит Александр Петрушин. — В этом наш плюс и, одновременно, слабость. Этим и пользуются мошенники. С каждым годом они становятся все грамотнее и опытнее. Раньше мошенничество называлось — «развести лоха». Но сейчас этот «развод» выходит на новый уровень. И, чтобы противостоять аферистам, нужно хотя бы примерно знать их портрет: кто они, каков их возраст, социальный статус, мотив?..
Подобный портрет постарались создать сотрудники Управления МВД РФ по Тюменской области. Они издали брошюрки-памятки, где расписали самые распространенные виды мошенничества и то, как не поддаться на уловки злоумышленников.
Если участковый еще не подарил вам такую, ее можно найти на сайте управления www.guvd72.ru.
***
фото: Красноречивая картинка из брошюрки «Полиция России напоминает!».