Тюменский вырос на тобольском пустыре
Пустыри, пустыри — то заросшие травой, то выбитые ногами до голой земли… Сколько пацанов они приобщили когда-то к миру футбола, указали новый и светлый путь — иди, рискни, попробуй стать классным, знаменитым игроком!
Вот и он, Василий Богданов, родившийся в 1923-м, с тобольских пустырей 30-х годов шагнул на эту дорогу и отважно, без тени сомнения, пошел по ней. И оказалось, что он форвард «от Бога» — это говорили те, кто его знал, друзья и партнеры по знаменитой тюменской команде «Динамо», в которой Богданов оказался в послевоенное время…
Главным знатоком футбольной карьеры Василия Богданова был, конечно же, его земляк и многолетний друг — Юрий Николаевич Токаревских, досконально знавший биографию нашего героя. Мне удалось многое узнать о Богданове и от него, и от Бориса Петровича Елькина. Немало рассказал и ныне здравствующий Валентин Рачев — самый молодой из партнеров Василия, мастер спорта, динамовец 50-х — 60-х годов.
А начинал талантливый тоболяк очень здорово, раз начали приглашать его в более возрастные команды. В 1940 году случился пик довоенной карьеры Богданова — в составе команды родного города он стал чемпионом Омской области!
С началом Великой Отечественной войны его призвали в армию и направили в Омское пехотное училище. Подробных сведений о том отрезке его жизни нет, но, по-видимому, став офицером, Богданов был оставлен в училище.
Там, в Омске, встретились и подружились два таланта — Всеволод Бобров и Василий Богданов: первый выступал на первенстве города за команду интендантов, второй — за пехоту. Оба играли блистательно, покорили сердца омских болельщиков и, конечно же, были замечены. Об этой дружбе Василий Петрович подробно рассказывал Юрию Токаревских.
В 1944 году война разделила друзей, отправив одного — Богданова — на фронт, другого — в ЦДКА, играть в хоккей и футбол за главную команду Красной армии.
Василий Петрович успел повоевать — командовал поначалу взводом разведки, получил ранение. В должности командира стрелковой роты форсировал Вислу. А закончил войну в Праге. Награжден боевыми орденами и медалями.
… Летом 1945 года в Австрии были организованы соревнования по футболу, где Василий Богданов (это после ранения!) блестяще выступал за сборную 2-го Белорусского фронта. Здесь он снова повстречался с Всеволодом Бобровым. И «Бобер», тогда уже имевший в московском футбольном сообществе немалый вес и очень серьезных покровителей, начал «пробивать» другу Васе дорожку в ЦДКА. Процесс, как водится, немного затянулся. Василия Петровича не отпускали из армии почти до конца 1946 года, когда друг «Бобер» стал уже абсолютно знаменитой фигурой в советском футболе после триумфальной поездки московского «Динамо» в Англию, где Бобров наглядно объяснил англичанам, как надо забивать голы…
Наконец, в 1947-м Богданова перевели в ЦДКА, и он оказался в Москве. Друзьями Василия Петровича стали не менее знаменитые, чем Бобров, армейцы Г. Федотов, В. Демин, А. Грин ин, А. Виноградов. Однако тягаться в «основе» с такими мастерами растренированному и раненому в недавнем прошлом спортсмену было, конечно же, не реально. Поиграв за дублирующий состав ЦДКА менее сезона, Богданов решил принять заманчивое приглашение в армейскую команду Хабаровска, где в то время начал работать знаменитый, но репрессированный тренер Николай Старостин.
Как же по пути в такие дальние края не заехать в родной город? Тобольск принял фронтовика радушно и… не отпустил. Можно только гадать, почему Василий Петрович не добрался до Хабаровска, но — произошло именно так.
Зато дома он чуть ли не мигом стал любимцем тобольских болельщиков. На футбол, и ранее обожаемый, теперь народ буквально повалил. А Василий Петрович уже полностью «расправил крылья» и стал регулярно забивать за местное «Динамо», значительно усилив потенциал команды.
По свидетельству Юрия Токаревских, в финале первенства Тюменской области 1947 года, проходившем в Тобольске, Богданов лихо «возил» салехардское «Динамо», составленное из… заключенных печально известной сталинской «501-й стройки». (Это, кстати, очень малоизученная страничка истории нашего футбола. Занимаюсь ею более года, и пока безуспешно).
В 1948-м Василий Петрович играл уже за тюменское «Динамо». По-видимому, ему создали хорошие условия, восстановили в воинском звании, а затем он стал капитаном, причем, насколько мне известно, в очень уважаемом ведомстве — госбезопасности. В том сезоне «Динамо» выступает очень удачно, а нападающий Богданов становится лучшим игроком зоны «Урал» первенства РСФСР среди коллективов физкультуры.
Так началась его долгая спортивная карьера в нашем городе (без малого десять лет) — из тюменского «Динамо» он уже никуда не уходил и постоянно играл в основном составе команды, пройдя с ней и горечь поражений, и радость побед.
Нет, к сожалению, какой-либо статистики по забитым голам Богданова. Сбором этой информации тогда никто не занимался, поскольку, как и все остальные, команда «Динамо» была любительской…
Закончив играть и «повесив бутсы на гвоздь», Василий Петрович вернулся домой. Работал с 1977 по 1991 годы в военизированной охране, в том числе и на нефтехимическом комбинате.
Он ушел из жизни в начале нового века… Пишу так, без точной даты смерти, потому что пока не удалось доподлинно установить ее. Увы, знаменитый в прошлом футболист покинул этот мир незаметно для очень многих своих бывших поклонников…
Но о Василии Богданове рано или поздно должны были вспомнить! Тот же Юрий Токаревских не однажды писал о нем в «Тобольской правде». И теперь в городе на Иртыше проводятся традиционные футбольные турниры в память о Василии Петровиче Богданове.
Литературная правка — Владимир Танков
***
фото: В одном из матчей 1951 года Василий Богданов (в центре) идет в атаку, невзирая на окружение из трех игроков команды-соперника;А вот он крупным планом и в военной форме