X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Охота на человечность

Жизнь больших офисов — сегодня одна из самых модных тем. О ней снимают кино и сериалы, ставят спектакли на театральных сценах разных стран.

Оставим «мыльные оперы», где сюжет вертится вокруг симпатий и антипатий внутри коллектива — тема стара, с нею все ясно. Зато обратим внимание на новые подходы: как человеку выжить в большом офисном мире, где профессиональная конкуренция порождает психологическое насилие? Где каждый преследует свои цели. Где человечность — страшный дефицит и едва ли не преступление.

Хорошим образцом такой офисной драмы является триллер-детектив «Метод Гренхольма» драматурга Жорди Гальсерана. Написанная в 2003 году, пьеса переведена чуть ли не на полсотни языков и идет по всему миру. Не стала исключением и сцена тюменского театра драмы: спектакль «Метод Гренхольма» в эти выходные закрыл сезон.

… Совершенно черная сцена — конференц-зал большой корпорации. Как в операционной, нет ничего лишнего. Длинный белый стол, четыре белых стула. Причем белый — того же больничного оттенка. И рождается ассоциация: сейчас на сцене почти хирургическим путем будут обнажаться нервы. О том же говорит яркий и прямой свет многочисленных ламп над столом. Подчеркнуто офисные серые жалюзи. Ползущая по стене гигантская улитка — то ли модный аксессуар, то ли… Что имел в виду художник Алексей Паненков, обустраивая это «помещение»? Необходимого эффекта он добился: конференц-зал получился на редкость неуютным — окажись в таком месте, и захочется поскорее его покинуть.

Но четырем претендентам на должность топ-менеджера корпорации придется провести здесь более полутора часов — столько длится постановка. Жесткий и скептично настроенный Фернандо (артист и режиссер Александр Тихонов). Волнующийся молодой специалист Энрике (артист Николай Аузин). Строгая Мерседес, которой можно смело ставить диагноз «сильная женщина» (актриса Ольга Безбородова). И Карлос — смешливый, но, в целом, отзывчивый человек (артист Сергей Скобелев). Такими нам представляются персонажи в первые полчаса спектакля.

Галина Безбородова

Но, разумеется, корпоративные психологи приготовили им странные, на первый взгляд, испытания, которые раскроют героев с неожиданных сторон.

Считаешь эти тесты для себя неприемлемыми? Оскорбительными? Уходи. Но шаг за дверь обозначает упущенную должность. Поэтому претенденты стараются загнать в дальний угол свою гордость и получить место. Найти и отключить в себе человечность.

Зал вовлекают в действие. Мы видим актеров на сцене и, одновременно, в онлайн режиме на четырех мониторах, установленных по краям сцены. Словно зал — это детектив, который смотрит в камеру для допроса через стекло-зеркало. Или это можно еще сравнить с реалити-шоу.

Но когда нам, зрителям, начинает казаться, что мы поняли, кто из героев кто, как тут же все оказывается поставленным с ног на голову. У спектакля, таким образом, два финала: сначала ожидаемый, за ним — внезапный и ошеломительный. Детектив неинтересен, если заранее знаешь имя убийцы… Или, как в данном случае, имя проигравшего.

… Если бы мне не довелось разговаривать с актером Александром Тихоновым до того, как увидела его на сцене, я бы так резко не почувствовала разницу между ним и его персонажем Фернандо. Это полное перевоплощение.

А еще стало понятно, чего стоила Тихонову, человеку в тюменском театре новому, такая работа: попасть в незнакомый коллектив, сразу влиться в работу, да еще и выступить режиссером в постановке, где сам играешь одну из главных ролей. А если учесть, что работать режиссером ему до этого не приходилось, делаем вывод — дебют оказался удачным.

Видимо, сработали главные составляющие успеха. Была найдена интересная и хорошо написанная пьеса, которая искренне заинтересовала актеров. И на работу артисты и постановочная группа не пожалели ни времени, ни сил, ни мастерства.

Хорош Николай Аузин в роли Энрике. Уверенно играет несколько нерешительного молодого претендента с горой проблем и комплексов. Горячится и кричит, чтобы в условленный момент вдруг резко сменить манеру поведения, словно кто-то нажал невидимый переключатель.

Галина Безбородова

Немного потерявшаяся было на фоне других претендентов героиня Ольги Безбородовой Мерседес к середине спектакля становится интересной, и остается такой до финала. Зал с удовольствием хохочет и аплодирует, следя за «сольным номером» Сергея Скобелева, который изображает тореро. А потом боится чихнуть или даже вздохнуть, когда Сергей играет драматическую сцену, закончившуюся хлопком двери конференц-зала корпорации.

На протяжении почти всего спектакля актерский квартет играет слаженно, словно по нотам партитуры разыгрывая драму, охоту на человечность. Персонажи не гнушаются быть циниками, удивляют откровенностью. Только к финалу премьерного показа они сбиваются с заданного ритма, но быстро встраиваются в него снова. Впрочем, не беда: спектакль еще «обкатается», отладит свой механизм. Тем более что хочется посмотреть его еще раз.

Хотя бы потому, что финал оказывается неожиданно оптимистичным: если претендент, так глубоко упрятавший свою человечность, терпит поражение, то, может, и для офисов в человеческом плане не все потеряно?

***
фото: «Бой» четырех претендентов;Николай Аузин и Сергей Скобелев;Александр Тихонов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта