Фотоокна в другие миры
Когда-то из журнала «Русский Репортер» я узнала, что такое фотоистории.
Выяснилось вдруг, что фотография вовсе не делится на, грубо говоря, две категории: художественную (для альбомов и выставок) и репортажную, сопровождающую журналистский материал. Оказалось, что серия снимков (а порой, даже один) может рассказать историю ничуть не хуже, чем текст. А если автор талантливый профессионал, то даже лучше.
Так вот, выставка «Глазами Русского Репортера», что открылась на втором этаже драматического театра, — это как раз тот случай хорошо снятой истории. Точнее, многих историй. Этот журнал — одно из немногих российских изданий, где фотография и текст выступают на равных, и журнал гордится не только авторами, которые пишут для него, но и теми, кто снимает.
НЕСКОЛЬКО ИМЕН И ВЗГЛЯДОВ
У организаторов экспозиции родилась идея показать нашу страну глазами фотографов с мировыми именами: Юрия Козырева, Сергея Максимишина, Дмитрия Белякова, Игоря Гаврилова, Михаила Галустова, Сергея Каптилкина, Дарьи Козыревой, Кирилла Лагутко, Алексея Майшева, Татьяны Плотниковой и Федора Савинцева.
Перечисляю всех, потому что именно их глазами мы видим на страницах «РР» как центральные, так и самые удаленные уголки нашей страны и планеты. Это не обязательно снимки, запечатлевшие катастрофы или яркие события жизни. Фотографы снимают и то, в чем увидеть нечто особенное трудно: повседневную жизнь людей.
Таким образом, выставка «Глазами Русского Репортера» — это отчет о работе журнала, отчет его команды, куда входят фотографы, редакторы, художники и дизайнеры, а также друзья журнала — кураторы и дизайнеры фотографических выставок.
Не удивительно, что на открытие пришли не только тюменские фотографы, большинство которых, что уж таить, просматривают практически каждый новый номер «РР», но и много молодежи. Все-таки это один из самых читаемых молодыми людьми журналов, который пишет просто о сложном и интересно об обычном.
— Я видела эту фотографию в журнале, — указывает подруге на снимок Дмитрия Белякова студентка ТГУ Марина. — Там еще был большой репортаж о спецназе!
Узнаваемого, и правда, много, в том числе и этот кадр Белякова, сделанный в Дагестане: бойцы спецназа МВД совершают восхождение на заданную высоту во время горного рейда. И тут же в памяти всплывают не только снимки, но и фрагменты текстов. Один из них сопровождал вот этот групповой портрет нескольких девчушек в платочках из тверского женского монастыря Оршин, сделанный Юрием Козыревым. Другой — серию его же фотографий «Полуостров Ямал». Озера, пространства без единого деревца, стойбища ненцев — все так же, как если смотреть на Ямал с высоты полета вертолета. Фотография в этом случае играет роль иллюминатора, окна в другой мир.
Был, помнится, проникновенный текст и к снимку Сергея Максимишина «Рождество в Карпатах», на котором две девочки-подростка в по-ангельски белоснежных платьицах осторожно ступают по глубокому снегу.
Но есть и те работы, которые до выставки не публиковались, хранились в редакционном архиве.
— Не потому, что они нам меньше нравятся, — сказал на открытии выставки первый заместитель главного редактора журнала «Русский Репортер» Владимир Шпак. — Они не попали на страницы журнала не по каким-либо цензурным мотивам, а с обоюдного решения фотографов и редакторов, что именно эти фотографии отлично зазвучат в большом формате на выставке, а в форме маленькой иллюстрации в журнале будут работать не в полную свою силу. И хотя это снимки абсолютно репортажные, хотелось придать им объем и вес: распечатать в большом формате, распределить так, чтобы они перекликались.
Дело в том, что журнал с самого начала не отметал возможности устройства выставок из своего архива в будущем. И вот он вышел на выставочные площадки, побывав в Москве, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
Владимир Шпак говорит, что пока не знает, куда выставка двинется дальше. Известно только, что она задержится в Тюмени до 28 мая — в рамках проведения «Российской студенческой весны».
ЗА РЕАЛЬНОСТЬ
В сети Интернет у «РР» есть брат-близнец, то есть, электронный вариант. Однако на него руководство журнала серьезных ставок не делает, предпочитая виртуальности реальность.
— Чтобы знать, что такое «РР», его надо держать в руках. Смысл в том, чтобы видеть дизайн, шрифт, текст, фото, графику — все вместе. Это главное. Тогда становится понятно, что журнал представляет собой на самом деле, — считает Владимир Шпак. — Интернет — это немного другое, не главное…
Он говорит, что реакция на выставку во всех городах, где она побывала, одинакова. Приходят фотографы и те, кого сегодня называют интеллигентной молодежью — поклонники филармонических и рок-концертов, читатели Милорада Павича, Умберто Эко и «Русского Репортера».
— Всегда говорят, что выставка нравится, — смеется Шпак.
Наверное, хочется подсказать ему, это потому, что мы, зрители, заранее знаем, чего от нее ожидать.
***
фото: На выставке в драмтеатре;Владимир Шпак;Цветы на касках – это необыкновенный фоторяд «Русского Репортера».