X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Вода с социальной ответственностью

Чистая питьевая вода пока не относится к деликатесам. Скорее, к продуктам повседневного спроса. Но требования к ее качеству от этого не становятся ниже.

Обычный потребитель и не подозревает, что питьевая вода проходит такое количество тестов на пригодность. Еще совсем недавно работники центральной испытательной лаборатории и лабораторий на местах в месяц исследовали около 20 тысяч проб по пяти десяткам показателей. Но теперь проб будут отбирать еще больше, а анализы делать чаще и углубленнее. В «Тюмень Водоканале» прошла аккредитацию санитарно-вирусологическая лаборатория иммуноферментного анализа, оборудованная новейшими диагностическими приборами.

— То, что делает «Тюмень Водоканал» для контроля качества воды, меня как специалиста — воодушевляет. В сделанном чувствуется не только высокий технический уровень, но и социальная ответственность предприятия перед жителями, — так охарактеризовал оснащенность новой лаборатории ее руководитель Владимир Малышев, недавно приехавший в Тюмень из Санкт-Петербурга.

ВОДА ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ

Казалось бы, какое отношение имеет иммунитет к питьевой воде? Она — не кровь, а трубы и скважины — не кровеносные сосуды. Хотя дефицит одного или потеря другого одинаково губительно действуют на человека. Но дело, скорее, не в том, чего не хватает, а в том, чего… с избытком. Превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ не всегда заметно или ощутимо на вкус. Конечно, повышенную мутность, подозрительный цвет или неприятный запах уловить можно сразу, а вот содержание железа, марганца, солей тяжелых металлов, а тем более зараженность бактериями или вирусами, — невооруженным глазом не определишь.

— Пока все тихо и спокойно, о необходимости постоянной диагностики воды никто из горожан и не задумывается. Но стоит только чему-нибудь произойти — все бросаются в лаборатории, чтобы узнать, что же реально происходит, — с этого начал рассказ о работе лаборатории ее глава Владимир Малышев, в недавнем прошлом — главный научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ экологической безопасности, руководитель лаборатории вирусов человека в институте Пастера. Ценность лабораторных исследований он возводит в «степень бриллианта в короне Водоканала». По его словам, оборудованию, которое приобретено и установлено в центральной аналитической лаборатории «Тюмень Водоканала» могли бы позавидовать многие российские города-«миллионники».

Галина Безбородова

И это солидное оснащение обязательно даст о себе знать, особенно, когда приходится бороться с «малой холерой» — ротавирусной инфекцией. У многих еще свежи воспоминания о событиях 2009 года в Каменске-Уральском, когда через централизованное водоснабжение инфекцией заразились около шестисот детей до года. Только после этого в уральском городе задумались о настоящей диагностике и очистке воды.

В Тюмени таких катаклизмов не было. Но для страховки ведутся постоянные отборы воды в разных точках города. Эти пробы хранятся в центральной лаборатории не менее полугода. Ведь коварство инфекции в том, что ее сразу «не поймаешь за хвост». От момента заражения до проявления болезни может пройти несколько часов, дней и даже недель. Причину заражения часто приходится выяснять постфактум. Скрывается ли она в воде? На этот вопрос может ответить как минимум одна из сохраненных проб.

Если положительный результат показала проба, взятая в резервуаре чистой воды, его сразу же блокируют. Но чаще загрязнение происходит не на очистной станции, а по пути следования — в трубах. Вторичное загрязнение всегда непредсказуемо. Опасность может выползти из всех щелей и трещин, например, при резком сбросе воды, когда создается эффект вакуума, и заразу, как поршнем, вытягивает из своих укрытий. То же происходит и при малом водоразборе в районах новостроек или в тупиковых зонах, где вода застаивается в сети. Или, не исключено, после ремонтных работ (хотя и проводятся соответствующая промывка и дезинфекция).

Чтобы по максимуму исключить возможность чрезвычайных ситуаций, в «Тюмень Водоканале» используют почти все возможные средства из современного арсенала методов очистки. Увеличивают количество проб и перечень точек отбора воды. Оснащают лаборатории новейшим импортным оборудованием, позволяющим проводить тесты быстрее и точнее. Используют и проверенные временем, и новейшие обеззараживающие компоненты.

Галина Безбородова

Например, в Тюмени самостоятельно синтезируют сильнейший коагулянт — чистейший алюминий, по словам Владимира Малышева, по качеству не уступающий тому, что производит компания «Боинг». Стремятся контролировать качество воды, поступающей в дома тюменцев, в круглосуточном режиме и на всех уровнях, от источника до потребителя. Ведь исходная вода, взятая из реки Туры или из артезианских скважин, — не идеальна.

И все-таки усилия не напрасны. Пить тюменскую воду можно, хотя, как советуют специалисты, на всякий случай перед употреблением лучше прокипятить. При этом горожанам особенно осторожными надо быть весной, в половодье. А дачникам — летом, когда они пьют воду из колодцев.

***
фото: Владимир Малышев;Сотрудники новой лаборатории – Татьяна Гладских, инженер-химик;Надежда Фирсова, инженер-химик

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта