«Шашечки» на крыше — еще не такси
Пассажир выходит в назначенное время из дома — на улице дождь, холодно, с вокзала вот-вот должен отправиться его поезд, а такси у подъезда все еще нет…
Но может быть и по-другому: такси подъезжает к кафе, а оттуда выходит совершенно пьяный человек, садится в машину, начинает ругаться, размахивать руками. Хорошо, если в драку не лезет…
Что и говорить, обоюдных претензий у пользователей такси к шоферам и наоборот накопилось достаточно. Отношения начали обостряться с тех пор, как из нашего города (да и не только из нашего) исчез государственный таксомоторный парк. Просто развалился. Водители разошлись кто куда, но многие остались при своем деле — только уже на других правах. Точнее, вовсе без прав.
У вокзала, аэропорта, крупных торговых центров начали появляться автомобили с «шашечками» на крышах, но без лицензии на право перевозки пассажиров. Кто за рулем такого «самопального» такси — неизвестно, куда он отвезет своего случайного попутчика — тоже загадка… Раз на раз не приходится.
Казалось бы, ситуацию с частниками должны были изменить официальные службы такси. Здесь все более или менее понятно: звонишь по телефону в диспетчерскую, тебе присылают автомобиль, называют его регистрационный номер, марку и даже цвет. Никаких проблем — все законно.
Но это только на первый взгляд, уверен Анатолий Канов, начальник городского управления по товарному рынку и услугам.
Чтобы пересчитать все жалобы пассажиров на таксистов (в том числе и на тех, которых присылают по вызову диспетчерские), не хватит пальцев. Во-первых, говорит Анатолий Николаевич, таксисты часто отказываются предоставить пассажиру информацию о «хозяине». Во-вторых, «забывают» предупреждать клиента о том, что за простой автомобиля подразумевается дополнительная плата. В-третьих, отказываются выдавать пассажиру документ (хоть какой-нибудь — не обязательно чек) об оплате услуги. А еще — приезжают по вызовам на грязных, старых машинах, лихачат на дорогах, курят в салоне, грубят клиентам, опаздывают.
— Не хочется, конечно, обижать всех — наверное, есть и такие, кто оказывает такие услуги качественно, — говорит Анатолий Канов. — Но общая картина складывается пока такая.
Эта неприглядная картина и стала причиной встречи таксистов с представителями власти, которая состоялась вчера в городском управлении по товарному рынку и услугам. Хотя нет, была еще одна причина — вступление в силу федерального закона, который предусматривает серьезные изменения в организации услуг такси.
Однако изменения, по словам Анатолия Канова, будут заметны не сразу: сейчас закон адаптируется в каждом регионе отдельно, и органы местного самоуправления решают, кто будет отвечать за соблюдение новых правил.
— Вот это-то и интересно — кто за все будет отвечать! — чуть ли не в один голос заявили из зала таксисты, которые пришли на встречу.
Их, кстати, оказалось не так много — в основном директора и сотрудники диспетчерских служб. Самих водителей, а тем более так называемых «бомбил», в зале не оказалось. Оно и понятно — новый закон не сулит им ничего хорошего.
— Закон и раньше запрещал частникам без лицензии возить пассажиров! — поднялся с места Александр Артемьев, президент региональной ассоциации «Союз тюменских таксистов». — Но никто и никогда их за это не штрафовал и машину не отнимал. Как стояла автомобильная мафия у вокзала и аэропорта, так и стоит — другие такси туда даже соваться боятся, а властям и дела до этого нет, судя по всему! Есть такое подозрение, что новый закон лишь в очередной раз прищемит законопослушных граждан, а нелегалы будут работать, как и раньше.
А то, что «прищемит», — это точно. Все дело в том, что сейчас в Тюмени, как говорит Артемьев, практически нет частных таксопарков. Предоставлением услуг такси занимаются, в основном, диспетчерские службы. Они заключают договор (могут письменно, могут — просто на словах) с частными извозчиками и переадресовывают им заказы, поступающие на телефон диспетчерской. Получается, что просто-напросто передают работу тем же «бомбилам».
Есть, конечно, диспетчерские, которые к выбору водителей подходят тщательно: убеждаются, что те зарегистрированы как частные предприниматели и имеют лицензию. Но таких — единицы.
— Уследить за всеми просто невозможно, поэтому закон и прибегает к крайним мерам: обязывает все службы такси юридически оформиться и в идеале — завести свой собственный парк. Или, по крайней мере, сотрудничать только с теми водителями, которые имеют лицензию на перевозку пассажиров, — говорит Марина Попова, юрисконсульт отдела по защите прав потребителей городского управления по товарному рынку и услугам. — В противном случае им грозит большой штраф и, может быть, даже лишение личного транспорта.
Сколько будет стоить лицензия — пока неизвестно. Однако таксисты к встрече подготовились, закон прочитали и уже успели примерно набросать, сколько, с учетом новых требований, будет стоить минимальный заказ такси — вышло 300 рублей.
— Ну! И к кому пойдет пассажир — к официальному дорогому таксисту или к тому же частнику, который повезет его за сто рублей? — справедливо возмутились таксисты.
— Такая проблема, наверное, будет существовать первое время, — ответил Анатолий Канов. — Но бороться с нею — это уже задача властей. К тому же, клиент должен и сам понимать, чем он рискует, садясь в автомобиль к нелегалу.
— А если потребитель будет пользоваться услугами лицензионного такси, он будет защищен, — добавила Марина Попова. — Закон предусматривает, что тот, кто предоставляет услуги такси, перед поездкой обязан заключить с пассажиром договор — это что-то вроде квитанции, где будут указаны юридический адрес фирмы, номера телефонов, сведения о владельце такси. А то сейчас, случись что, найти концы просто невозможно.
Оно, конечно, правильно и надежно. Но только для пассажира. Таксистов, к сожалению, закон не очень-то жалует — в процессе беседы выяснилось, что они от пассажиров фактически никак не защищены. Шофер, разумеется, может спросить у клиента его фамилию. Ну, кто ж ему ее скажет — требовать он не имеет права, и не брать пассажира на борт (если тот ему не понравился — например, был сильно пьян) тоже не имеет права.
— Да, — разводит руками Анатолий Николаевич, — закон больше ориентирован на защиту прав потребителя. Но я думаю, что со временем мы придем к компромиссу — никто, же не заинтересован в том, чтобы услуга такси вдруг исчезла!
Особенно не заинтересованы в этом те, кто имеет обыкновение опаздывать на поезд, самолет, свидание.
***
фото: