X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

История древняя, новая и новейшая

Дом Василия Князева. Дата постройки — конец XIX века.

Этот роскошный каменный дом в начале улицы Ленина называют просто — «травма». То есть, травматологическая поликлиника.

Сегодня он закрыт на реконструкцию: рентгеноскопы, медперсонал и пациенты переехали на улицу Мельникайте. Но еще до этого мне довелось несколько раз побывать в старой поликлинике. По планировке, если помните, она менее всего напоминала медицинское учреждение. Вместо больничных коридоров — огромный зал на первом этаже; кабинеты резко отличались друг от друга размерами; сводчатые потолки хоть и лишились давно украшений, но все еще походили, скорее, на театральные. И не удивительно, ведь дом купец Василий Князев строил для себя и в то время, когда каменное строительство в Тюмени резко активизировалось.

Казенные здания стали тогда появляться одно за другим на улицах центральной части города. Почти все они отличались эклектичностью своей архитектуры и декоративной перегруженностью. Впрочем, все это вполне соответствовало раскованной и роскошной жизни купеческого общества.

Архитектор дома Князева неизвестен, однако знатоки-краеведы приписывают авторство проекта академику Юрию Дютелю, служившему тогда городским архитектором. Надо отдать должное проектировщику, кто бы он ни был: возвел роскошное здание, в котором потом рождались и жили люди, чьи имена сегодня знакомы историкам и литературоведам.

ТЮМЕНСКИЙ ДОН КИХОТ

Первое имя в этом списке — Константин Высоцкий, издатель первой в Западной Сибири газеты «Сибирский листок объявлений» (1879 год), приходившийся Князевым родственником и так же живший в доме на улице Ленина, то есть, тогда еще Спасской.

Изначально Высоцкий был учителем, но как только в Тюмени стали работать типографии, решил сменить род деятельности. К делу подошел с размахом: ему принадлежали не только газета, но и литография, и первая в городе фотомастерская.

Он набрал штат сотрудников — десять человек. Газета отличалась изящным типографским оформлением. На ее страницах появлялись постоянные рубрики «Общекалендарные сведения», «Ярмарки и торжки», объявления, беллетристика, письма читателей. Сотрудниками издания были тюменские купцы с передовыми взглядами — Терентий Тимофеенков, Василий Князев, Николай Чукмалдин.

Однако, несмотря на то, что Константин Высоцкий отличался безукоризненной честностью и энергией, почти все его начинания закончились плачевно.

Ему так и не удалось превратить свой «Сибирский листок объявлений» в солидное издание, он столкнулся с трудностями, которых можно было ожидать. Изданию не хватало не только литературных сил, то есть журналистов, но и… читателей.

Газета просуществовала лишь год и закрылась — никто не захотел на нее подписаться. Может, потому что культура чтения (пусть даже всего лишь газет) в Тюмени тогда была на низком уровне?

Ведь с продажей книг у печатника тоже было не все гладко: «Русская азбука о том, как учиться писать и читать» Андрея Павлова, изданная Высоцким трехтысячным тиражом, так и осталась невостребованной. Такой финал своего предприятия вполне мог предвидеть тюменский первопечатник…

Чукмалдин называл Высоцкого тюменским Дон Кихотом, всю жизнь безуспешно сражавшимся с «ветряными мельницами» апатии и необразованности горожан.

Зато сын Высоцкого — Николай — в своих начинаниях преуспел. Он вырос в выдающегося геолога с мировой известностью. А вот внук Константина Высоцкого Василий Князев, родившийся в 1887 году все в том же доме на улице Спасской, стал известным поэтом и писателем.

Сказались гены деда — большого любителя печатного слова?

ПЕВЕЦ РЕВОЛЮЦИИ

Краеведы, кстати, рассказывают, что Василий Князев, автор революционных стихотворений, был одним из любимых поэтов Владимира Ленина. Примечательно, говорят они, что улица, на которой стоит дом Князевых, в 1922 году переименована в улицу Ленина. Такие вот перекрестки судеб.

Правда, в родительском доме, под опекой своего отца, тоже Василия Князева, и матери, Марии Князевой (в девичестве -Высоцкой), поэт прожил недолго. Уехал учиться в гимназию в Екатеринбурге, продолжил обучение в земской учительской семинарии в Санкт-Петербурге. Но судьбу Константина Высоцкого, который, как мы помним, тоже был учителем, не повторил.

Из семинарии Князев в скором времени был исключен за политическую деятельность. Как мог юноша, родившийся в доме, где царили крепкие купеческие традиции, стать пролетарским поэтом? Историки объясняют это ранним отрывом от родителей: гимназия и семинария в смысле воспитания дали будущему поэту значительно более прочные жизненные установки. Тем более что в обществе в то время уже бурлили противоречия, назревала революция, в воздухе витали настроения протеста.

Оказавшись исключенным из семинарии в 1905 году, Василий Князев начал литературную деятельность. Во время Гражданской войны вместе с агитвагоном Пролеткульта (пролетарская культурно-просветительная организация) отправился на фронт. Его стихи публиковали в газетах «Звезда» и «Правда».

Был репрессирован в 1937 году. Умер на тюремном этапе под Магаданом. Посмертно реабилитирован в 1957 году.

После него осталось больше десятка книг. Тюменские литературоведы более всего выделяют одну из них — роман о сибирском купечестве «Деды». Все же помнил поэт и писатель о своих корнях!

… В 1973 году дом Князевых вступил в новую историю. Как говорилось раньше, сюда въехала травматологическая поликлиника, поработавшая под сводчатыми купеческими потолками до 2007 года.

Что будет с домом после реконструкции? Переедет ли сюда тюменский музей истории медицины, как надеялась его директор Ольга Ланчук? Или расположатся офисы компаний? Или?.. Пока неизвестно.

Ясно одно: для дома Князева начнется история новейшая.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта