Фронтовик в своей квартире
Тимуровская традиция рисовать на двери ветеранских квартир красную звездочку в прошлом. Но все равно квартиру фронтовика Петра Абрамкина, который отпраздновал новоселье несколько месяцев назад, мы нашли без труда. Потому что знали адрес.
Петр Васильевич — один из тысячи двухсот ветеранов в области, которые приобрели жилье по президентской программе.
Когда Петр Васильевич впервые зашел в квартиру, то признался, что в жизни еще такого не видал. На первый взгляд — квартира как квартира: просто обставленная, очень светлая и просторная. Но во всем видно, что готовили ее к приезду нового жильца с большой заботой. Специально выбирали на первом этаже:
— Это чтобы ему удобно было на лавочку выходить, с бабушками знакомиться, — шутит сноха Нина Дмитриевна.
С соседкой по площадке Петр Васильевич уже познакомился. Да и вообще скучать некогда: сын с женой навещают почти каждый день, а сейчас еще два раза в неделю будет приходить социальный работник — Светлана Владимировна.
Ветеран Великой Отечественной войны Петр Абрамкин встретит 66-й День Победы в своей квартире. Ждать ее пришлось долго, но от этого событие не стало менее радостным.
Мы побывали у Петра Васильевича накануне праздника, чтобы еще раз поздравить с новосельем.
— Проходите, девчата! — встречает у порога его сноха Нина Дмитриевна.
Во многом благодаря стараниям этой маленькой разговорчивой женщины фронтовик получил свою квартиру.
— Мы забрали отца к себе три года назад из Краснодарского края, там он жил в плохих условиях, в бараке, о нем никто не заботился. Встали в очередь на получение субсидии по президентской программе. Первое время — «футболили», потом мы полгода ждали… В прошлом году нам выделили миллион сто тысяч рублей на покупку квартиры. В новостройках ничего не нашли -дорого, выбрали вот эту двухкомнатную у Дома обороны. Что тут было — страхи господни! Но мы сделали ремонт: все поменяли, стены выровняли, — рассказывает Нина Дмитриевна с характерным украинским говором, — Напишите большую всем благодарность! Наконец-то отец будет жить в нормальных человеческих условиях!
Сам Петр Васильевич немногословен. Но видно, что новая квартира ему по душе, и он чувствует себя здесь комфортно -дома. Новые светлые обои, мягкие коврики, полки с книгами. Последний штрих в уютной семейной картине создают папка с наградами и старый фотоальбом, которые Петр Васильевич специально приготовил к нашему приходу и положил с краю на диван. Потому что понятно: новая квартира — радостный повод для беседы, но в итоге, так или иначе, зайдет разговор о войне.
— На фронт меня призвали в 1942 году, в семнадцать лет, -вспоминает Петр Васильевич. И показывает нам альбом, в который аккуратно вложена скопированная из газеты схема боевого пути 351-й стрелковой дивизии. В ней Абрамкин прошел связистом всю войну: от Мамисонского перевала на Кавказе до Польши и Чехословакии. Дивизия освобождала Пятигорск, Невинномысск, Львов, множество маленьких городов и селений. Семь тысяч бойцов и командиров дивизии удостоены орденов и медалей. Среди них и Петр Абрамкин. Награды он хранит в красной папке. Здесь — два ордена Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За оборону Кавказа», юбилейные награды.
— Какие из них для вас самые дорогие?
— Да сейчас уже никакие, — улыбается ветеран.
Петр Васильевич вспоминает, что связистом стал не сразу. Первое время его определили поваром. Но хотя еда на фронте была нехитрая (каша с тушенкой), на кухне дело не заладилось.
— Какой из меня повар в 17 лет? Развел я костер, сижу — греюсь. Вскипятил воду, засыпал крупу -все сбежало. Добавил тушенку -опять сбежало. Ну, мне в первый же день и говорят: выгнать тебя из кухни или сам уйдешь? — смеется Петр Васильевич.
— Он и до сих пор готовить не умеет, — подшучивает сын, Александр Петрович.
— Яичницу пожарить или картошку сварить — это я могу, — решительно не соглашается ветеран.
Шутки шутками, а на фронте было не до смеха. Связисты любой ценой должны были сохранять связь, тянуть провод, чинить порывы. Петр Васильевич имел при себе винтовку, но стрелять приходилось нечасто, чаще — ползать под вражескими пулями, восстанавливать связь.
— Страшно это?
— Молодые мы были, дурные. Тогда не думали об этом и под огонь бросались.
Шальные пули обошли Петра Васильевича стороной, но однажды все-таки ранило. В госпиталь Абрамкин не поехал, остался на фронте. Так всю войну и прошел в 351-й дивизии, бок о бок с фронтовыми товарищами. Он и сейчас вспоминает Толика Проскуркина, Шовина из Волгограда.
— С Шовиным мы сильно переписывались. Бывало, я писем по сорок посылал. О чем вспоминал в них? Разное, но про войну не вспоминал. Про охоту рассказывал, как после войны уже балагурил над друзьями и прятал у них выпивку. Сам-то всегда в этом деле меру знал.
После войны судьба помотала крепко: одно время Петр Васильевич жил в Грозном, но там во время чеченской войны чуть не погиб, переехал на Кубань, откуда его и забрали дети.
Тюмень ветерану нравится, но иногда все же не хватает движения, общения, путешествий.
— Когда жил в Грозном, мы полстраны объездили, — вспоминает Абрамкин.
Сейчас он путешествует… на страницах книг. На полках у него соседствуют классика и беллетристика, есть несколько томиков Александра Грина. Петр Васильевич любит читать и до сих пор ходит в библиотеку. Правда, в юношескую — она ближе.
9-го Мая он отметит с семьей — в поселке Березняки. Сходит на митинг и на праздничный концерт в местный ДК, повидает знакомых, которыми обзавелся, пока жил у сына до переезда в новую квартиру.
***
фото: Петр Васильевич и Нина Дмитреевна;С боевыми товарищами (в центре -Петр Абрамкин).