X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Рабочий рядом с президентом

Свои рацпредложения он никогда не регистрировал, патентов на изобретения не получал, но о его идеях и так знали на советских автопредприятиях.

За 45 лет работы в транспортной отрасли к всероссийской славе можно было бы привыкнуть, но то, что произошло с Виктором Клюкиным, рабочим цеха нестандартного оборудования Тюменского ПАТП-1, в этом году в конце апреля, ему самому до сих пор кажется сном.

«Будто было все это не со мной», — говорит Виктор Петрович.

29 апреля в Екатерининском зале Кремля Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев вручил ему почетный знак «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

На этом торжественном мероприятии Виктор Петрович был не только единственным посланцем Тюменской области, но и единственным представителем транспортной отрасли.

Минут за десять до начала церемонии ему пришлось особенно поволноваться. «Ваши места на первых двух рядах в зале», — объяснили организаторы церемонии (награждали 33 человека со всех концов России). Но на указанных стульях таблички с его фамилией не оказалось. Минутная заминка, и его усадили в третьем ряду. Рядом с министром транспорта Российской Федерации Игорем Левитиным.

— Ну что, идут к вам на предприятие молодые? — спросил министр.

— А кто ж пойдет на зарплату в 14 тысяч рублей? — честно сказал Виктор Петрович. Впрочем, такая откровенность министра не очень удивила. Зато самого Клюкина натолкнула на воспоминания и размышления…

Наверно, про себя он мог бы сказать: «Мы, дети военного поколения…». Но, на самом деле, детских воспоминаний о Великой Отечественной у него почти не осталось. В 1941 году ему был всего год. Не помнит он и отца, который ушел на фронт в первые дни и не вернулся. В 1942-м мать получила похоронку, где было написано, что рядовой Петр Клюкин погиб при обороне города Старая Русса.

На руках у матери осталось трое детей, двухгодовалый Витя был самым младшим. Нянчилась с ним, в основном, сестра Валентина (ей тогда исполнилось пять лет). Маму они видели редко, работали колхозники от зари до зари, и возвращалась мать затемно, когда малыши спали.

Когда ему было 13 лет, из дома уехал. Хотел поступить в ремесленное училище на токаря или в ПТУ на помощника машиниста. Но все места оказались заняты. Молодежь тогда рвалась на рабочие специальности, да и государство в подготовке таких кадров было заинтересовано. В результате Виктор поступил в строительную школу на столяра, думал, что пойдет по стопам деда, который всю жизнь проработал бондарем.

Но дедовские гены почему-то не заговорили, к дереву не тянуло, все больше манило к станкам, железу. Правда, столовая в той школе была отменная, после голодного детства котлеты с макаронами казались сказочно вкусными.

В конце 50-х годов на столяров в Тюмени спрос был небольшой. В маленьком провинциальном городке жилье почти не строилось. И Виктор пошел учеником слесаря в ПАТП. А через год его забрали в армию. Ребят с опытом слесарной работы в войсках было мало, и его сразу назначили командиром отделения ремонтников.

Когда через три с половиной года возмужавший Виктор вернулся в ПАТП, там уже все было по-другому. «Автобусники» отделились от таксистов, а новенькие ЛИАЗы-158 вытеснили старенькие 155-е с узкими окошечками. Только одно осталось неизменным — советский автопром по-прежнему не блистал и не успевал выпускать не только запчасти, но и необходимый слесарный инструмент. На вооружении автослесарей был только минимальный комплект мерительных инструментов и ключей ГАРО. Чуть позже министерство автомобильного транспорта даже издало циркуляр, обязывающий во всех крупных пассажирских предприятиях создавать цеха нестандартного оборудования для изготовления необходимой ремонтной техники и приспособлений.

В начале 80-х такой цех появился и в тюменском ПАТП. Виктора Клюкина сразу позвали туда работать. Тогдашний директор ПАТП Владимир Пикс давно приметил молодого слесаря, предлагающего нестандартные решения.

Однажды, например, сломалось у них на линии передвижное кафе «Минутка». Десятки водителей остались без горячих обедов. На машине лопнул опорный подшипник. Его пытались разрезать сваркой, но вышло неудачно, деталь вообще заклинило. Виктор несколько дней ломал голову над тем, что можно сделать. И разработал такое съемное устройство, что потом со всего Союза в ПАТП посыпались заявки: «Пришлите срочно чертежи». Беда-то, говорит Виктор Петрович, у всех была одна.

А за другим его изобретением — стендом для проверки водяных насосов — приезжали даже из Москвы…

Да и сейчас в цехе дел невпроворот. Правда, сложных конструкций они уже не делают, больше реставрируют детали. Да и техника пошла другая — напичканная автоматикой и электроникой. Как говорит Клюкин, «не каждому слесарю она по зубам». Хотя, на его вкус, чем конструкция проще, тем надежнее. Компьютерные начинки слишком капризны и чаще дают сбои.

Специалисты в его цехе подобрались один к одному, с полуслова друг друга понимают. Одно плохо — молодых совсем нет. Самым «юным» давно за сорок, а ему 6 мая исполнится 72 года. Он не верит, что светлых голов и золотых рук в стране не осталось. Они всегда были и будут. Просто сейчас все тянут «старики». А когда они уйдут, государству все равно придется что-то придумывать, чтобы привлекать на рабочие специальности молодых. И, может быть, это награждение рабочих накануне 1-го Мая — только первый шаг к этому.

***
фото: Виктор Клюкин

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта