Это еще осень или уже весна?
Такой вопрос задал мне главный редактор нашей газеты, и такой ответ он получил от меня: «Нет, это зима!»
У нас, господа земляки, ноябрь теплый, в Тюмени — это месяц зимний, поскольку среднесуточная температура воздуха давным-давно перешла через нуль градусов на понижение. Этот начальный период зимы называется предзимьем, когда зима только еще учится зимовать.
И в этот период всякое бывает в разные годы. Когда зима по-настоящему лютует уже в начале ноября, а когда в эти дни дождик моросит. Ведь Тюмень стоит на равнине, гор рядом нет. Откуда ветер подует, такую погоду и принесет.
В эти дни ветер дует с юга. Еще недавно он раскачивал пальмы где-либо на Сейшельских островах или на Аравийском полуострове, а сегодня уже у нас. Если выехать за город и принюхаться, южный ветер пахнет лимонами и апельсинами.
Господа земляки! Радуйтесь, что такое у нас предзимье. Может быть, через пару-тройку дней ветер повернет с севера и принесет ароматы Северного полюса. Чем пахнет — не знаю, не бывал пока. Одно знаю — пахнет морозом.
Люди удивляются выкрутасам погоды потому, что не помнят прошлого, а для памяти не записывают. Надо записывать, и тогда вспомнится по записям, что в начале 1970-х гг. в середине ноября ливень как из ведра лил почти целый день. Да и ноябри последних пяти лет не отличались лютостью, были приятно прохладными. Всякое бывает в ноябре, ведь это еще не настоящая зима.
Не думайте, что такого не бывало, что это глобальное потепление. Прислушайтесь к сводке погоды по области: на Ямале мороз трещит почти изо всех сил. Как сказал один самодельный поэт: «Ничто не ново под луной!» Так и эта оттепель — тоже не новость.
Правда, почти за полвека жизни в Тюмени я не помню, чтобы в третьей декаде ноября под Челюскинским мостом плескалась огромная полынья. Даже в те годы, когда нашу Туру усиленно обогревали своими стоками промышленные предприятия, к этой поре Она замерзала. В этом году — нет. Однако все же потеплело.
***
фото: 26 ноября в Тюмени.;26 ноября в Тюмени.