X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Пассажир из «Поезда без брони»

Молодые журналисты посетили Чечню без брони и любой другой военной амуниции. С собой — только профессиональное «оружие»: ручки, блокноты, диктофоны, микрофоны, камеры…

Полсотни юных корреспондентов со всей России приняли участие в акции «Поезд без брони» — проекта в рамках программы «Информационный поток», организованной Федеральным агентством по делам молодежи. Основная цель — создать позитивный образ Чеченской республики и искоренить застоявшийся стереотип «горячей точки».

Реакция общественности на акцию оказалась неоднозначной. Скептики-журналисты посчитали ее очередной «сладкой» пропагандой. Организаторы утверждают обратное: проект показывает новый этап развития Чечни.

Мы поговорили о трехдневной командировке на Северный Кавказ с одним из пассажиров «Поезда без брони», студентом четвертого курса ТюмГУ Тимофеем Кулешовым.

— В первый день в Грозном нас повезли в парламент, — рассказывает он. — Мы встречались с политическими деятелями. Нам рассказали об истории и культуре Чеченской республики. В тот же день побывали в православной церкви и мечети.

К сожалению, времени в запасе было мало, и нас отправили на встречу с президентом республики Рамзаном Кадыровым. Он отвечал на наши вопросы.

— Не каждый редактор рискнет отправить своего репортера в Чечню. Рассказал ли Рамзан Кадыров, какие меры предпринимаются для безопасной работы журналистов в республике?

— В принципе, там обстановка стабильная. В целях безопасности нас, естественно, сопровождала охрана и не отпускала на «все четыре стороны».

— Получается, что вы не имели возможности свободно передвигаться по улице без сопровождения?

— Могли. Однако требовалась специальная договоренность с координаторами. Таким образом две девушки из нашей группы провели одну ночь в чеченской семье. Мы также ездили на вечерние прогулки по городу. С местными жителями проходили неформальные встречи. Я не стремился на них попасть. У меня и так было много собранной информации. В принципе, получил достаточную долю неформального общения с обычными жителями на улице, в магазине, гостинице.

Когда же я подавал заявку на участие в акции, у меня были другие планы. Рассчитывал подготовить три публикации о дне, проведенном в школе, больнице и воинской части. Но с нашим насыщенным графиком и стремительными передвижениями по республике реализовать намеченное не удалось. Хотя теоретически был шанс договориться с организаторами о дополнительной поездке. Но для них этот выезд потребовал бы больших затрат. Виной всему — большое число участников. За всеми не уследишь, если каждый захочет свободно покататься!

— Анна Политковская в интервью зарубежному каналу говорила, что во время войны жители Чечни пережили многое — разрушенную крышу над головой, потерю друзей, родственников… В умах людей происходила подмена понятий добра и зла: «воевать — хорошо, не воевать — плохо», «русские — враги»… Какое отношение на тебя произвели местные жители? Легко ли шли на контакт?

— Для народа 10 лет — немного. А для республики этого времени достаточно, чтобы встать на ноги. Сейчас многое изменилось. В памяти народа осталась война. Тем не менее, чеченцы заинтересованы в жизни, работе, строительстве. Они потихоньку отходят от страшного периода в своей истории.

Местные жители нас встретили дружелюбно. Благодаря здешним СМИ новость о нашем приезде быстро разлетелась по республике. К нам подходили, спрашивали, спокойно общались с нами. К русским там хорошее отношение. Не было никакой вражды или косых взглядов.

— Какие районы республики вы посетили?

— Во второй день поездки побывали в Урус-Мартане, Шали, Гудермесе. Встретились с главами районов и с активной молодежью республики. Нам показали особо значимые объекты: музей национальной культуры, аквапарк, завод мороженого… Возможно, покажется, что тот же заводик или аква-парк — не слишком значительные места, но люди ими гордятся, это плоды их труда (и это рабочие места). Тем более, что особой промышленности там нет, многое было разрушено во время боевых действий. Сейчас идет восстановление заводов, фабрик, строительство домов и остальной инфраструктуры…

Следов войны осталось мало. Лишь когда мы переезжали из одного города в другой, видели вдали пару разрушенных домов. Думаю, у властей дойдут руки застроить те пустыри.

— Не жалеешь, что принял участие в акции с политической подоплекой?

— Нет, я не разочарован. Совсем неплохо, если общество изменит отношение к чеченцам в лучшую сторону. До сих пор среди части населения бытует мнение, что люди с Кавказа — сплошь боевики. Это неправильно. Они — обычные люди, которые так же, как и мы, живут, любят, трудятся….

Направленность нашей поездки — рассказать о том, какова обстановка в республике. Полагаю, акция себя оправдала. Две ее основные цели — создание положительного образа Чеченской республики и творческая реализация молодых журналистов — выполнены. Жаль, что нас ограничивали в передвижениях. Но по-другому я не вижу, как можно было безопасно организовать подобное мероприятие…

Если удастся еще раз съездить в Чечню, то постараюсь изучить жизнь в республике подробнее. И больше, и лучше написать об этом.

***
фото: Тимофей Кулешов;танец для гостей;на лицах стариков словно отпечатаны складки гор;чеченская красавица;охрана работает, то есть охраняет;молодые журналисты берут интервью у старейшины

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта