Выжать все, что можно
На соревнованиях, что прошли в субботу на Московском тракте, острые ощущения могли получить не только сами участники, но и зрители, особенно те, кто рискнул подойти близко к краю трассы.
Порция адреналина досталась и мне — по незнанию я кинулась было к самой дороге, по которой на огромной скорости неслись автомобили с порядковыми номерами. Но вовремя отпрыгнула, утонув по колено в ближайшем сугробе.
— Вы, это, поосторожнее, — прокомментировал мои хаотичные перемещения молодой человек, тоже из наблюдающих. И со знанием дела добавил:
— Бывает, что на поворотах машины выносит прямо на обочину. Это, конечно, интересно, но небезопасно!
И действительно, участники XVII этапа национальной гоночной серии «Кубок клубного ралли2009» не скупятся на эффектные маневры при прохождении участков. На большой скорости выворачивают руль своего автомобиля так, что из-под колес вырывается фонтан брызг из песка и снега. Чем выше фонтан, тем громче скандирование зрителей. А поддержка всегда ободряет. Ктото из водителей, наверное, успевает даже вычислить в толпе на обочине своих болельщиков, которые кричат при виде любимого экипажа громче остальных, а вслед смотрят обеспокоенно и озабоченно.
Около первого спецучастка (извилистая земляная дорога за автосалоном «Субару»), переступая с ноги на ногу от нетерпения и морозца, стоят двое мужчин в ярких красных пуховиках.
— Мы приехали из Нижневартовска. В Тюмени на ралли — первый раз. В заезде от нашего города участвуют два экипажа, — говорит один из них и смотрит на часы. — Вот с минуты на минуту здесь должен проехать Виктор Карпунин.
И правда, должен — минут пятнадцать назад мы встретили его на главном старте ралли. Виктор со своим штурманом Сергеем Грицкевичем заканчивали последние приготовления — обсуждали маршрут и поправляли шлемы. К главным воротам, рыча мотором, они подъехали на «ладе» двенадцатой модели под номером 22.
— А мы своих ждем, — подошла к нам Тамара Георгиевна. — На старте сказали, что они будут проезжать здесь в половине одиннадцатого.
Тамара Георгиевна с мужем сегодня болеют за своего зятя Костю. Раньше все соревнования, в которых участвовал тюменец Константин Рожков, его теща и тесть видели только в видеозаписи (ралли проходили в других городах). А теперь вот им представилась отличная возможность самим побывать на гонках и поболеть за зятя и его друга-штурмана Дмитрия Ляпорова.
Ведь без штурмана водителю — никуда. Как поделился с нами судья-информатор Владимир Мазурак, «часто тот, кто отлично водит машину, с трудом ориентируется в пространстве». К примеру, в субботних соревнованиях водителям нужно было пройти семь спецучастков общей протяженностью около восьми километров.
Первая трасса — самая легкая: серую дорогу на фоне белого снега видно очень хорошо, только знай — вписывайся в повороты. А вот следующие участки уходят все дальше в лес (до самого озера Лебяжье). И на лесных тропах уже вовсю «рулят» штурманы. Успевая смотреть и на дорогу, и в свои блокнотики с планом местности, они предупреждают водителя обо всех возможных «подводных камнях» трассы. Откуда они знают про все ухабы на дороге? Специально для этого за день до соревнований проводятся предварительные прогоны — водитель медленно проезжает по всем участкам ралли и диктует своему штурману «пропись» дороги: тут вот справа большой валун, а слева — глубокая яма, так что едем прямо…
И вот здесь я, наверное, разочарую ярых приверженцев мнения о том, что женщины, в большинстве случаев, не способны отличить «право» от «лево». На соревнованиях было очень много штурманов-девушек! Некоторые команды выезжали на трассу и вовсе семейными парами: кто лучше, чем жена, подскажет, куда и когда будет правильнее повернуть?
Но особые эмоции у присутствующих и информатора Владимира вызвал челябинский автомобиль под номером 48: кроме штурмана Оксаны, в нем была Eлена — водитель экипажа. Ко всему прочему, стоит отметить, что бесстрашные девушки участвовали в ралли на автомобиле класса «стандарт». Это машины, которые не оборудованы каркасом безопасности — конструкцией, которая плотно держит водителя и штурмана в салоне автомобиля, защищая их от удара… Мы от души пожелали девушкам удачи.
— В каждом классе — свой зачет, — рассказал Владимир Мазурак. — Для «стандарта» предусмотрены другие условия преодоления участков. У них есть временной зачет, остальные же выжимают из своих автомобилей все, что можно — лучшие результаты подсчитывают на финише.
Владимир — опытный спортсмен. Он сам должен был принимать участие в этом заезде, однако подвел мотор — «застучал» перед самыми соревнованиями. Но Мазурак не суеверен, говорит, что с машинами такое случается. Просто не повезло.
— Наши хорошо стартовали и хорошо проехали, — мимо нас торопливо прошла, улыбаясь, Тамара Георгиевна. — Мы за ними… на следующий участок…
У тюменских гонщиков в этот день не было первых мест. В своих классах Константин Рожков занял второе место, а Даниил Земсков — третье.
***
фото: машина Дмитрия Курочкина (Казахстан) у стартовых ворот; Даниил Земсков и его штурман и отец Владимир Земсков; нижневартовец Виктор Карпунин; на трассе