Бюджетное равновесие — плюсы и минусы
Бюджет следующего года будет бездефицитным, только чего больше в этом равновесии — плюсов или минусов?
Горячий спор по этому поводу развернулся вчера на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам при обсуждении проекта главного финансового документа города на 2009 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Будущий бюджет скромнее нынешнего.
Как сказала заместитель главы администрации города Марина Трефилова, по отдельным направлениям финансирование сократится более чем на 400 миллионов рублей. На 15 млн. рублей уменьшится и объем резервного фонда в связи с перераспределением ассигнований в рамках программы энергоэффективности. В частности, на субсидирование процентных ставок по кредитам, связанным с реализацией этой программы, предусмотрено около пяти миллионов рублей. Еще 10 млн. потребуется на завершение работ по внедрению проекта «Энергоэффективный квартал».
В целом же бюджет следующего года похудеет по сравнению с нынешним почти на треть — на три миллиарда 689 млн. рублей. Правда, в течение года не исключается дополнительное поступление средств из областного бюджета. Администрация Тюмени направила письма в вышестоящие инстанции с просьбой выделить средства из бюджета субъекта Федерации для решения жизненно важных для города вопросов, в том числе и социальной направленности.
Так, на капитальный ремонт жилого фонда и реконструкцию инженерных сетей хотелось бы дополнительно направить более 1,5 млрд. рублей, на реорганизацию транспортной сферы — 268 млн., на обустройство дворов и зон отдыха — 335 млн., на обеспечение жильем молодыгх семей — 626 млн., на реализацию программы «Энергоэффективный квартал» — 100 млн. рублей.
За основу бюджета будущего года взят не оптимистический -прошлогодний, а консервативный, по словам Сергей Горбачева, директора департамента экономики, вариант развития. Рассчитано, что индекс промышленного производства составит 79% к уровню 2008 года, объем строительных работ — 66%, инвестиции в основной капитал — 76%. На пять процентов упадет среднемесячная зарплата работающих. Правда, по сравнению с 2009 годом, почти у всех этих показателей есть хоть и незначительный, в один-два процента, но рост.
«Сложившиеся обстоятельства вынуждают оптимизировать расходы», — подтвердила и заместитель председателя Счетной палаты города Вера Лучанинова. Но в этом есть и «позитивные тенденции», поскольку 87% бюджетных расходов — в рамках ведомственных целевых программ.
— Похоже, у нас кардинально меняется подход к формированию бюджета. Только непонятно, кто автор этих «архитектурных» изменений, — заметил депутат Владимир Шевчик. — Из представленного документа следует, что управление городом претерпевает существенную централизацию, при этом социальный блок и поддержка молодой семьи, несмотря на все заявления, сокращаются, а общегосударственные расходы, то есть на содержание аппарата, увеличиваются. Или документ необходимо сбалансировать, или в нем много непонятного и необъяснимого.
Объяснить «необъяснимое» и разъяснить «политические моменты» принятых решений взялась директор департамента финансов Светлана Черепанова. Во-первых, никто не собирается сокращать расходы на содержание города и увеличивать — на содержание административного аппарата. В частности, снижение финансирования «на местах» — в управах административных округов — явление временное, принятое, чтобы исключить дефицит бюджета. Во-вторых, суммы на социальную политику заложены в строгом соответствии с государственными стандартами и переданными муниципальной власти госполномочиями, объем которых претерпел изменения. В-третьих, в структуре администрации города произошли изменения и, в связи с этим, перераспределение расходов — но финансирование аппарата в целом не увеличилось, а уменьшилось на 500 млн. рублей (более ста ставок пришлось «оптимизировать»).
А вот по программе поддержки молодых семей другая ситуация — на федеральном уровне она просто прекращает свое существование, отсюда и соответствующее финансирование.
— А мне кажется, что бездефицитный бюджет — это глянцевый вариант, — высказал свое мнение Владимир Шевчик. — При наличии дефицита сильнее была бы потребность пополнять казну доходами.
— И я — за дефицит, — поддержал депутат Олег Чемезов. — Во-первых, дефицит сразу же покрывается. А во-вторых, при исполнении бюджета так легче выделить первоочередные мероприятия. Да и, с точки зрения эффективности депутатского контроля, дефицитный бюджет — предпочтительнее.
— К сожалению, — парировала Светлана Черепанова, — изменились условия формирования проектов региональных бюджетов. Их бездефицитность — требование Минфина. Особенно, если в конце года есть остатки бюджетных средств на счете, которые потом можно перераспределить.
— Почему в таком случае не принимаются во внимание заявки депутатов? — спросил депутат Антон Яшков. — На все наказы избирателей мы получили в бюджете нули.
— Складывается впечатление, что депутат существенно не влияет на принятие бюджета, — сделал вывод Владимир Шевчик. -Надо что-то менять. Предлагаю пересмотреть принципы бюджетного процесса и процентов пять от объема городского бюджета отдать для распределения депутатам. Тогда народный избранник будет знать, что он хоть что-то решает, что нормотворчество, о котором мы так долго говорили -состоялось.
— Пожалуй, все сказано, и добавить к этому нечего, — поддержал депутатов председатель городской Думы Сергей Медведев. И предложил юристам Думы подумать над возможностью реализации этого предложения.