X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Репортаж под страхом гриппа

Фельдшера выездной бригады неотложной медицинской помощи Александра Сагидуллина мы поймали в поликлинике N 7 между вызовами. И напросились поехать с ним по адресам больных — чтобы посмотреть, как работает неотложка.

По дороге я приставала с вопросами: много ли раз бригада принимала вызовы от больных «свиным гриппом», каковы симптомы этой болезни, чем этот штамм отличается от других? Александр Сергеевич терпеливо объяснял, что существуют три вида гриппа — А, В, и С. Наиболее распространенный вид — А, именно им чаще всего вызывается рост сезонной заболеваемости. Известны несколько штаммов вида А -H2/N8, H3N8, H2N2, H3N2, а также пресловутый H1N1, о котором в этом году так много говорят.

Число больных «свиным гриппом» Сагидуллину неизвестно -доктора неотложки, как и участковые врачи, не могут определить, каким штаммом заражен человек, это выявляется лишь при лабораторном анализе. А симптомы «свиного» практически не отличаются от любого другого гриппа -высокая температура, озноб, ломота в суставах, головная боль.

— Количество вызовов с каждым днем увеличивается, — говорит Сагидуллин. — Чаще всего выезжаем именно к больным ОРВИ и гриппом.

Александр Сергеевич считает, что ставить прививки от гриппа необходимо — даже если вирус проникнет в организм привитого человека, болезнь будет протекать в легкой форме.

Еще необходимо укреплять иммунитет — с помощью противовирусных препаратов, витаминов или обычного чеснока и лимона. В периоды роста сезонной заболеваемости необходимо носить маски, особенно в общественных местах. Причем рекомендуется делать это не столько больным, сколько здоровым — чтобы не заразиться.

Фельдшер и медсестра неотложки маски не снимают на протяжении всего рабочего дня.

Кстати, с понедельника он стал у них длиннее на час — вызовы на дом принимаются в поликлиниках до 21 часа включительно. Объезд больных заканчивается, соответственно, еще позже. В понедельник бригада завершила работу около полуночи.

Подъезжаем к дому на Садовой, 25. Александр Сагидуллин и медсестра Александра Кривонос, захватив кейс с необходимым медицинским арсеналом, поднимаются в квартиру больной. Дверь открывает мужчина, показывает, куда пройти. Женщина лет сорока лежит в постели. Второй день с тех пор, как почувствовала недомогание. А сегодня из-за высокой температуры вообще не смогла встать. Сагидуллин ставит предварительный диагноз: ОРВИ.

Для справки: вернувшись в редакцию, я заглянула в медицинскую энциклопедию, где прочитала, что грипп — это одна из разновидностей ОРВИ. Только протекает он в более тяжелой форме и, в случае несвоевременного обращения к врачу, вызывает серьезные осложнения, которые могут привести к летальному исходу.

В других источниках говорится о том, что в 20-м веке человечество уже пережило несколько эпидемий и пандемий гриппа. В том числе и A/H1N1. В 1918-1919 годах этот штамм был известен как испанский грипп, или «испанка». С тех пор было еще несколько пандемий, последняя, совместная атака штаммов H1N1 и H3N2 была зафиксирована в середине 90-х. А в 2009 году этот давно известный штамм окрестили «свиным гриппом».

— Точный диагноз каждому больному ставит лечащий врач, -объясняет Александр Сергеевич. — Наша задача — оказать первую, экстренную помощь. Купировать тяжелое состояние, поставить укол, дать необходимые рекомендации или, в случае необходимости, вызвать «скорую помощь».

Мы возвращаемся в машину. В этом году неотложке выделили новую «ниву». Ей управляет Людмила Рябова, водитель с почти 20-летним стажем. Бригады неотложной помощи она возит второй год. Обязанности водителя совмещает с функциями диспетчера — пока медики проводят осмотр больного, принимает вызовы, поступающие из поликлиники.

— Сообщили два адреса, — информирует доктора Людмила Анатольевна, — один здесь, неподалеку, а другой — в Новорощино, на Самолетной. Я перезвонила по обоим, на Самолетной женщина говорит с трудом, видимо, состояние тяжелое. Куда поедем сначала?

— В Новорощино, — мгновенно принимает решение Сагидуллин.

В дороге наш разговор продолжается. И я узнаю, что Александр Сергеевич после окончания медицинского колледжа семь лет проработал в реанимации. Фельдшером неотложной помощи — год.

— Конечно, в реанимации работа сложнее, туда поступают больные в очень тяжелом состоянии, -рассказывает мой собеседник. — Но и в неотложной помощи есть свои подводные камни. Решение, кого отправить на вызов — «скорую» или неотложку — принимается на основании симптомов, названных по телефону. Иногда трудно сразу поставить правильный диагноз. Приходится обращаться за консультациями к более опытным врачам, заведующему отделением или в ту же «скорую».

Я задаю вопрос, который давно вертится на языке: как он относится к распространенному мнению, что чуть ли не любую болезнь, а простуду и грипп в первую очередь, можно лечить… водкой или другим алкоголем.

— Это неправильное суждение, — объясняет Александр Сергеевич.

— Вирус — внеклеточный вид жизни. Это паразит. Продукты его распада вызывают интоксикацию в организме — отсюда и высокая температура, и другие симптомы. Алкоголь же обладает только антисептическими свойствами, но никак не противовирусными. Его можно употреблять наружно — в виде натираний, чтобы повысить теплоотдачу тела и сбить температуру. При внутреннем же применении он только ухудшает состояние больного, так как вызывает дополнительную интоксикацию организма. К тому же алкоголь несовместим с антибиотиками и другими лекарственными препаратами.

Машина останавливается у 12-го дома на улице Самолетной. На подъездах не указаны номера квартир, и мы не сразу находим нужную.

— Иногда подолгу приходится плутать, — говорит Сагидуллин. -А время — дорого.

Во многих старых домах нет лифтов, а в некоторых они не работают, тогда врачам приходится подниматься пешком. Что тоже отнимает драгоценное время. Но здесь повезло — квартира оказалась на первом этаже. Впрочем, переступив порог, стало ясно, что для хозяев квартиры это «везение» весьма сомнительное. Полы — ледяные, а температура воздуха немногим отличается от той, что на улице. Неудивительно, что в таких условиях 30-летняя женщина подхватила двустороннюю пневмонию.

— В легких прослушиваются мокрые хрипы, — поясняет фельдшер.

— Необходима срочная госпитализация.

Пока медсестра вызывает «скорую помощь», я возвращаюсь в машину. Людмила Рябова рассказывает, что за два года в неотложке узнала город лучше, чем за несколько лет работы в такси.

— Первые два дня приходилось пользоваться картой, а потом уже освоилась — участок хоть и большой, но адреса запоминаются, -говорит она.

Водитель чувствует себя равноправным членом бригады.

— Целый день мы вместе. Одинаково устаем, переживаем разные ситуации.

Кстати, преимуществ на дороге у неотложки — никаких. Машина не снабжена ни мигалкой, ни сиреной.

— С доктором нам повезло, -говорит Людмила Рябова. — Молодой, но очень грамотный, вдумчивый. И главное, за все время я ни разу не услышала от него ни одной жалобы на усталость. Сколько бы вызовов ни поступило -обязательно поедет к больному, чтобы оказать помощь.

В это время фельдшер и медсестра возвращаются.

— Мы едем на Садовую, — говорит Сагидуллин. — Следующий вызов оттуда. Вы с нами?

— Нет, в редакцию, писать репортаж. А вам удачи! И поменьше больных!

***
фото: Александр Сагидуллин у постели больной; бригада неотложки на вызове

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта