Экстрим без «лихих штучек»
Что становится с теми новоиспеченными автомобилистами, которых после последнего экзамена «в городе» с водительским удостоверением в руках выпускают на большую дорогу?
Часто они прибиваются к более опытным товарищам-водителям -те где-то подскажут, чему-то научат — в общем, проведут краткий курс выживания «чайника» в условиях оживленного движения. А если же новичка некому научить, например, тому, в какую сторону нужно выкручивать руль, когда машину неожиданно заносит, ему прямая дорога в школу экстремального вождения.
Сергей Прокофьев, директор Тюменского центра высшего водительского мастерства, говорит, что часто к ним в группы записываются именно такие начинающие — у них уже есть права, но практического опыта — мизер.
— Наша школа работает по методике Эрнеста Цыганкова — руководителя Московского центра высшего водительского мастерства, — рассказывает Сергей Иванович. — Основной курс, который осваивается учениками в несколько этапов, предназначен как для начинающих водителей, так и для тех, кто хочет усовершенствовать свой опыт.
В народе до сих пор бытует мнение о том, что школа экстремального вождения — то место, где учат всяким «лихим штучкам» — разворачиваться «с ручника» или ловко обгонять неугодные автомобили.
— На самом деле те, кто прошел обучение в нашем центре, в разы аккуратнее и ответственнее на дороге, — говорит Прокофьев.
— Экстремальное вождение вовсе не значит — вождение на грани экстрима. Наша задача — в учебных целях создать для водителя аварийную ситуацию, чтобы научить его, как, уже в реальности, из такой ситуации выйти или вовсе ее избежать.
Основное отличие от простой автошколы: каждый ученик приезжает сюда на своем автомобиле. По словам Сергея Ивановича, одна из целей программы — познакомить водителя. с его собственной машиной. Потому что многие, даже проездив на ней несколько лет, не знают всех ее особенностей и возможностей.
— Кто-то рассчитывает на автоматизированную систему, которой оснащена машина, но с «автоматом» тоже нужно уметь обращаться, — говорит Сергей Прокофьев.
— В инструкции по эксплуатации автомобиля не напишут, как надо воздействовать на педали газа и тормоза во время заноса на повороте. Все это возможно прочувствовать только на практике — под руководством инструктора.
Курс в общей сложности занимает 15 дней. Состоит он из трех программ. Первая — занятия в тренажерном зале. Здесь могут заниматься даже дети. Самому младшему ученику центра — 12 лет. На тренажерах (рулевое колесо и педали) развивают моторику. Ситуация воспроизводится со слов инструктора — ученик должен с нужной скоростью и в правильной последовательности управляться с рулем и педалями.
Вторая программа — активная безопасность водителя. Это практические занятия, которые проводятся летом на автодроме. Здесь объезжают неровности, открытые люки, учатся технике экстренного торможения, ускорения, поворота…
Третья и, наверное, самая сложная программа — езда по зимнему автодрому. На специальной площадке заливают лед, по которому на своих автомобилях скользят ученики. Точнее, скользят только в первый день — к концу курса они уже уверенно держатся на колесах.
— При выполнении всех требований инструктора ученику гарантируется 100-процентная безопасность. Набор в группы мы осуществляем практически без всяких ограничений, — рассказывает директор центра. — Однажды к нам пришла б3-летняя женщина — решила восполнить пробел: водительское удостоверение у нее было давно, а вот машину зять подарил только-только. Вместе мы успешно освоили все три программы.
Хотя, если водитель чувствует, что для полного счастья ему не хватает, например, лишь умения управляться со своим автомобилем в условиях гололеда, он может записаться только на зимние курсы. Сейчас, кстати, самое подходящее время это сделать.