Как талант узнает, что он талант?
23, 25 и 27 ноября в Тюмени должен состояться муниципальный тур Всероссийской школьной олимпиады этого учебного года.
Прежде олимпиада длилась не менее двух недель. Отчего же сейчас три дня? Смогут ли школьники принять участие в олимпиаде по всем предметам, в которых они заинтересованы?
— Уже два года олимпиада проходит в течение трех дней, это не новость, — говорит Любовь Гнусарева, первый заместитель директора городского департамента образования.
— Почему такие перемены?
— Это положение Всероссийской олимпиады. Все меняется, жизнь на месте не стоит.
— Перемены во благо?
— Конечно, — включается в разговор Раиса Шебунова, заведующая отделом по обеспечению государственного стандарта образования городского информационно-методического центра. — Для школьных олимпиад задания теперь разрабатывают методисты муниципального уровня, для городских — методисты регионального уровня. То есть, статус олимпиад более высок, это новый качественный уровень. А перечень предметов остался прежним, их 15.
— Это принципиально новый подход к составлению заданий, -добавляет Татьяна Шебеко, директор городского информационно-методического центра. — Мы запрашиваем работы, которые дети, собирающиеся участвовать в олимпиаде, выполняли в школах. То есть отбор одаренных детей происходит уже на этом этапе.
— Желающих участвовать не стало меньше?
— Действительно, в какой-то момент число желающих принять участие пошло на спад. Некоторые побоялись, что не справятся. Но, думаю, это временное явление, потому что уже на прошлогодней олимпиаде число участников снова возросло, — отвечает Любовь Гнусарева.
Мои собеседницы рассказывают о том, что у школьников теперь есть возможность подготовиться к олимпиаде в малой академии, которая открыта в этом году. Туда могут поступить ребята 8-х, 9-х и 10-х классов. Правда, только те, кто уже победил в каких-либо интеллектуальных конкурсах. С ними занимаются преподаватели вузов. Чтобы ребенок был зачислен в академию, его родители должны написать заявление на имя директора школы.
— Но детство — это время проб и ошибок, прежде чем человек найдет себя. Разве регламент олимпиады не лишает его выбора?
— Немного ограничивает — да, но не лишает, — уверена Любовь Гнусарева. — На внутришкольной олимпиаде ребенок может попробовать свои силы в разных дисциплинах. Времени для этого достаточно, потому что школьная олимпиада длилась в этом году неделю. Затем дети участвуют в муни-
ципальном (то есть, городском) этапе Всероссийской олимпиады.
— Каждый день включает в себя и гуманитарные дисциплины, и естественнонаучные. В первый день можно попробовать силы, например, в литературе, во второй — в русском языке, а в третий — в истории. Или в математике, информатике и физике, — уточняет Раиса Шебунова. — Так что права ребенка не нарушены.
— А если ему интересны математика и география, а олимпиада по этим предметам проходит в один день?
— Тогда придется выбирать тот предмет, в котором школьник более успешен, — говорит Татьяна Шебеко. — Но поймите, на региональный тур олимпиады, который проводит область, ребенок пойдет все равно только по одной дисциплине, где он показал наилучший результат. Поэтомудаже если мы сейчас дадим ему выбирать, то на следующем региональном этапе у ребенка этого выбора уже не будет.
— А что, кто-то жаловался? -спрашивает Любовь Гнусарева. -Иногда родители недовольны. Но самому школьнику так удобнее, он не распыляет энергию в нескольких направлениях, а концентрируется на одном-двух предметах.
— Родителям, наверное, важно, чтобы способности ребенка были раскрытый..
— Думаю, родители часто хотят потешить свое самолюбие за счет детских успехов, — возражает Любовь Гнусарева. — И перегружают детей. А статистика показывает, что даже самый способный и образованный школьник, принимая участие в олимпиаде, например, по трем-пяти дисциплинам, победителем не становится. Как правило, попадает лишь в первую десятку.
… Несмотря на то, что специалисты департамена просто и грамотно объяснили свою позицию, некоторые сомнения в правильности сжатых сроков олимпиады у меня все же остались. И я обратилась к ректору Тюменского областного государственного института развития регионального образования, педагогу с большим стажем работы и богатым опытом общения с детьми, Ольге Ройтблат.
— Три дня — это может и немного, но у детей есть возможность показать знания хоть во всех дисциплинах, — говорит Ольга Владимировна.
— А если у ребенка две олимпиады в один день? Ему же надо выбирать.
— Зачем? Просто добавляется резервный день (четвертый в данном случае), и ребенок, уже поучаствовавший в олимпиаде по одному предмету, может попробовать себя в другом или в третьем. Мы на региональном этапе
так и поступаем. Помню, как в прошлом году один мальчик получил сразу две или три золотые медали по разным предметам, так и стоял на награждении, увешанный медалями.
— Разве на региональный этап олимпиады принимают по нескольким дисциплинам?
— Несколько лет назад было ограничение, но ситуация давно изменилась. Дети хотят участвовать? У них есть мотивация? Пожалуйста. В прошлом году больше семи тысяч школьников у нас было! Такое впервые.
— Простите, но в департаменте образования. — окончательно запуталась я.
Чтобы прояснить ситуацию, Ольга Ройтблат при мне позвонила Татьяне Шебеко. Пошел профессиональный разговор.
Ройтблат полагает, что, предлагая ребенку выбирать из двух предметов один, если они оказываются в расписании олимпиады рядом, организаторы ограничивают его. Шебеко возражает:
— Мы не ограничиваем. Но ребенок физически не может сдавать два предмета в один день. Мы как раз анализируем списки участников, смотрим, у скольких детей такие совпадения. И если будет необходимо, конечно, добавим резервный день, чтобы они могли попробовать себя, где считают нужным. Но таких детей всегда мало, единицы!
— Даже если это только один ребенок, все равно у него должна быть возможность, — настаивает ректор ТОГИРРО. — Кстати, а откуда информация, что в региональном этапе ребенок может участвовать только по одной дисциплине? Вы что, запрещаете им выбирать несколько?
— Мы не запрещаем, — отвечает Татьяна Дмитриевна. — Мы только рекомендуем. Советуем выбирать тот предмет, в котором ребенок более успешен.
— Если школа выдвигает ребенка по нескольким дисциплинам, то почему бы ему не охватить их все? Вдруг он золото выиграет и в Москву поедет?
— Нет, мы не запрещаем и сделаем резервный день.
Ольга Ройтблат прощается, кладет трубку и подводит итог спора:
— Я думаю, такие трудности решаемы, хотя организовать резервный день не так просто, как кажется. Хотя бы потому, что для него нужен новый пакет заданий — использованный в основные дни не годится, он уже участникам олимпиады знаком. Но до 23 ноября у департамента еще есть время организовать олимпиаду так, чтобы интересы всех участников были учтены. Посмотрим, что получится.
От редакции. В любом случае, как нам кажется, приоритетом должны быть не параграфы и условия, хотя бы и с министерского уровня они были спущены, не удобства организаторов олимпиады, а интересы пусть даже небольшого числа мальчиков и девочек, которые порой еще и сами не знают, на что они на самом деле способны. Все-таки олимпиада проводится не для статистики, а для поиска талантов. Им и дорогу. Свободную.
***
фото: