X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Лагерный номер 43908

ЭХО ВОЙНЫ

Эхо войны… Оно доносится до нас, живущих в XXI веке и знающих о Великой Отечественной войне только по книгам, кинофильмам, рассказам ветеранов.

Бережно беру в руки листок со списком людей, чьи судьбы до сих пор неизвестны. Во время Второй мировой войны они попали в плен, их увозили в концентрационные лагеря. Война еще не закончилась, а их жизненный след потерялся. Родные получали тогда лишь скупые сообщения: «Пропал без вести».

В этом списке по Казанскому району есть и Алексей Яковлевич Колосов (в немецкой карточке он назван Александром). И далее — скудные сведения о нем. Родился в 1919 году в деревне Доновка Казанского района. Рядовой-артиллерист воинской части 3400. Попал в плен 1 июля 1941 года в Латвии. Прошел лагеря: шталаг I-B (22 января 1944 год), шталаг VIII-B (11 февраля 1944 года). Работал в составе рабочей команды 147 на шахте «Литгандра». Его лагерный номер — 43908. Последняя отметка в карточке — 13 апреля 1944 года. Мать — Дарья Козлова, жила в деревне Доновка.

Старший научный сотрудник Казанского краеведческого музея им. В.С. Аржиловского З.В. Пьянкова нашла родную сестру Алексея Яковлевича Колосова -Анастасию Яковлевну Макарову. Она живет в селе Новоселезне-во вместе со своим сыном Александром и его женой Антониной. Анастасии Яковлевне 81 год. Она рассказала мне о своей семье.

СЕМЬЯ ИЗ ДАЛЕКОЙ ДОНОВКН

В семье Якова Захаровича и Дарьи Ивановны Колосовых родилось пятеро детей. Старший -Алексей, тот самый, которому была уготована судьбой страшная дорога жизни. Он родился, по воспоминаниям Анастасии Яковлевны, не в 1919 году, как указано во всех источниках, а в 1918-м. Затем на свет появились Матвей, Татьяна, Анастасия и Михаил.

— Родители наши работали в колхозе им. Тельмана, — рассказывает Анастасия Яковлевна. — Впрочем, как и все остальные наши односельчане. Избушки в Доновке в основном строились жердяные.

Родители много работали, чтобы прокормить большую семью. Старались и дать образование. Неграмотные люди уже тогда понимали, что без знаний пропадешь.

С учебой Алексею повезло: он окончил в Доновке 4 класса (там до войны была только начальная школа), потом поступил в ШКМ (школу крестьянской молодежи) в Ильинке. Был он парнем бравым, компанейским, всегда в окружении хороших людей. В отличие от

Матвея, который всегда говорил брату: «Для чего тебе столько друзей? Пусть будет один, но верный». Алексей над этим только посмеивался. Его общительный характер, умение быть в центре внимания помогло ему в те тяжелые годы найти работу — продавцом в магазине села Гагарье. В 1938 году его призвали в ряды Красной армии, где он прослужил артиллеристом до начала Великой Отечественной войны.

Матвей Колосов до войны тоже успел окончить школу, но только уже десятилетку: учился он в Казанском, мыкаясь по квартирам. Но учебу не забросил. В 1941-м году ему исполнилось лишь 17 лет. Как только началась Великая Отечественная война, и Матвея, и его отца, Якова Захаровича, призвали в действующую армию.

Анастасия Яковлевна, моя собеседница, получила в подарок от своей сестры книгу «Память», изданную в Тюменской области. В пятом томе она нашла скупые строчки: «Колосов Яков Захарович, 1898 года рождения, рядовой, погиб 6 августа 1942 года, похоронен в Карелии. Колосов Матвей Яковлевич, 1924 года рождения, погиб в декабре 1943 года».

В 1944 году пришло в Доновку еще одно сообщение: пропал без вести Алексей.

Перед самым началом войны, в конце 1940 года, Яков Захарович увез четырехлетнего Мишеньку, младшего сына, на операцию в госпиталь в Омск. И оставил его там на лечение. А потом началась война. И больше маленького Мишу никто из родственников не видел.

Так в семье Колосовых остались только Дарья Ивановна с дочерьми Настей (все ее называли Тасей) и Таней. Тасе в 1941 году исполнилось лишь 14 лет. Тоненькая хрупкая девочка пошла работать в колхоз. Вязала снопы, работала на быках в поле. Вместе с другими подростками все делала старательно, чтобы получить норму — 200 граммов черного хлеба, наполовину смешанного с отрубями. Но эти дети понимали, что они работают не только ради собственного живота. Они помогали фронту, приближали День Победы.

РИГА В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ

Об Алексее Колосове известно, что он попал в плен 1 июля 1941 года в Латвии. Сестра Анастасия Яковлевна рассказала мне, что до войны он служил в Красной армии. И война застала его в том месте, где он проходил срочную службу.

По-видимому, Алексей Колосов в июне 1941 года находился в составе подразделений Красной армии, первыми принявшие бой с немецко-фашистскими захватчиками. Силы были неравны, и уже 1 июля Алексей попал в плен.

Фашистские захватчики объявили Ригу главным городом рейхскомиссариата «Остланд». В период фашистской оккупации в Латвии существовало в разное время 48 тюрем, 23 концентрационных лагеря и 18 гетто. Одним из самых страшных стал всем известный Саласпилс. Этот лагерь смерти был создан немцами для массового уничтожения людей, в том числе и детей. У них брали кровь и использовали ее для лечения немецких солдат.

Поскольку солдат Колосов принял участие в ожесточенных боях, я предполагаю, что он попал в один из концентрационных лагерей.

ЛАГЕРЯ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных и насильственно угнанных в рабство людей из оккупированных стран. Лагеря для военнопленных делились на пять основных видов: сборные пункты (собственно лагеря), пересыльные лагеря (дулаги), постоянные лагеря (шталаги), основные рабочие лагеря и малые рабочие лагеря.

В национальной исторической энциклопедии я прочитала, что «Stalag» — это общеупотребительная сокращенная форма от слова «Stammlager». Лагеря типа «шта-лаг» были базой для сети основных рабочих лагерей, ему подчиненных. Последние имели по нескольку тысяч узников и отличались друг от друга буквами, добавляемыми к наименованию главного лагеря.

Как сказано выше, Алексей Колосов побывал в двух лагерях. Это шталаг I-B и шталаг VIII-B. На одном из сайтов в Интернете я нашла, что шталаг I-B был расположен в городе Hohenstein, шталаг VIII-B — в Ламсдорфе. Этот второй лагерь был расположен в трех километрах от Ламсдорфа, в 1943 году его переименовали в шталаг N 344.

Военнопленные работали на угледобывающих шахтах в рабочих командах. Ламсдорф был одним из крупнейших лагерей вермахта. В нем находилось за эти годы более 300 тысяч пленных разных национальностей. Лагеря были освобождены солдатами Красной Армии 17-18 марта 1945 года.

Шахта, в которой вместе с другими военнопленными работал Алексей Колосов, называлась «Литгандра». Упоминания о ней в исторических источниках я, к сожалению, не нашла.

При каких обстоятельствах умер Алексей Яковлевич, неизвестно. Но случилось это в 1944 году, так как лагерная карточка (она была у каждого военнопленного, в ней были указаны все установочные данные о заключенном и специальные указания о нем) датирована апрелем 1944 года.

ЛЮБИТЬ И ПОМНИТЬ

Анастасия Яковлевна Макарова, сестра погибшего на фронте Матвея и прошедшего концентрационные лагеря Алексея, дочь убитого на поле сражения Якова Захаровича, также пережила все ужасы той войны. И до сих пор отзывается она в ее сердце эхом.

Анастасия Яковлевна всю жизнь проработала в колхозе. Родила и воспитала хорошего сына. Сейчас есть внуки и правнук. Ее уважают в семье, почитают за ее добропорядочность, великодушие, умение любить и помнить. Помнить тех, кто не вернулся оттуда.

***
фото: Анастасия Макарова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта