X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Сам себе инспектор и аварийный комиссар?

С 1 ноября в России вступили в силу поправки в закон об обязательном автостраховании.

Точнее, изменения в законе об ОСАГО имели место уже с 1 марта этого года. Однако широкого распространения в рядах страховщиков и автомобилистов они не получили из-за ряда недоработок и неясностей.

Во-первых, воспользоваться системой прямого возмещения убытков и прибегнуть к оформлению ДТП без участия инспекторов ДПС могли только те водители, которые застраховали свой автомобиль или продлили страховку после 1 марта. Вовторых, страховые компании на тот момент еще сами смутно представляли схему взаимодействия в плане взимания друг с друга убытков.

Теперь же любой обладатель полиса обязательного автострахования может на себе испробовать эффективность новой системы, вне зависимости от сроков оформления страховки. Если, конечно, захочет.

Вот тут-то и возникает первая загвоздка. Водители, за много лет привыкшие к длительной, но ставшей уже привычной процедуре оформления ДТП с участием сотрудников Госавтоинспекции и аварийных комиссаров, с подозрением относятся к новшествам любого рода. Тем более к тем, что содержат оговорки.

Прямое возмещение убытков — то есть выплата водителю компенсации ущерба собственной страховой компанией, а не страховой компанией виновника ДТП — возможно только в случае, если в аварию попали два автомобиля и налицо исключительно механические повреждения. И если сосчитать количество пострадавших автомобилей, в принципе, не составит труда, да и виновника в большинстве случаев установить нетрудно (главное, чтобы он сам осознал свою вину и подписался под ней), то вот с самостоятельной оценкой ущерба справится не каждый.

— Практически в любой справке о дорожно-транспортном происшествии, которая составляется на месте аварии, кроме всех перечисленных механических повреждений, указываются так называемые скрытые дефекты, — говорит по этому поводу руководитель общества по защите прав автомобилистов «Автосоюз.72» Александр Воронов. — Такие дефекты может выявить только профессионал — аварийный комиссар или инспектор ДПС. Если водитель возьмется самостоятельно определять конечную сумму страховой компенсации, он рискует прогадать. Впоследствии, когда эти скрытые дефекты дадут о себе знать, страховая компания вряд ли с охотой будет пересматривать материалы дела и увеличивать страховую сумму. Ведь ей заново придется обращаться к страховой компании ответчика.

Таким образом, якобы освободив водителя от необходимости самому взаимодействовать со страховой компанией виновника ДТП, «родная» страховая может ожесточиться по отношению к своему клиенту. Как вариант — поднять в будущем и так далеко не низкие коэффициенты начального взноса за полис ОСАГО.

Кроме того, еще одним спорным моментом во взаимоотношениях с собственной страховой компанией может стать банальный «бумажный» вопрос.

— Не каждый водитель, по разным причинам, сможет грамотно оформить извещение о ДТП, которое прилагается к полису ОСАГО, — считает начальник независимой службы аварийных комиссаров на базе ВОА Илгам Валеев. — Любая ошибка при оформлении необходимых документов может обернуться отказом в возмещении запрашиваемой страховой компенсации. Конечно, можно попробовать что-то переоформить задним числом, собрать недостающие бумаги, но это обернется двойной тратой времени и сил.

И действительно, вряд ли человек, ставший участником пусть и незначительного, но все-таки дорожно-транспортного происшествия, в состоянии мгновенно оценить ситуацию (не больше, чем в 25 тысяч рублей — именно в пределах этой суммы страховая компания готова возместить убытки, не подтвержденные справкой из ГИБДД) и предусмотреть все возможные нюансы при оформлении документов.

Как говорят в центре урегулирования убытков тюменского филиала страховой компании «Югория», обращения по системе прямого урегулирования убытков уже поступают. Только водители, как и прежде, в качестве свидетелей аварии предпочитают дожидаться инспекторов ДПС — с бумагой из Госавтоинспекции как-то надежнее.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта