Как воспитать водителя и человека
Прошедший октябрь ознаменовался всплеском дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети.
И в большинстве случаев, — по вине взрослых. К такому выводу пришли участники состоявшейся в пятницу пресс-конференции о предупреждении детского дорожного травматизма.
Как отметила Татьяна Родяшина, заместитель директора департамента образования и науки, сегодня можно говорить о том, что процент грамотности в части соблюдения правил дорожного движения у детей намного выше, чем у взрослых — пешеходов и водителей. Это в немалой степени связано с профилактическими занятиями, которые в последние несколько лет активно проводят управление ГИБДД области и департамент образования в школах Тюмени.
Дети благодаря стараниям педагогов уже с детсадовского возраста начинают осознавать себя полноправными участниками дорожного движения. Все хорошо до тех пор, пока ребята учатся следовать указаниям картонных знаков в специальных учебных классах, пока участвуют в ролевых викторинах, где каждый сам себе пешеход и сам же — водитель. Настоящий конфликт возникает в момент, когда ребенок попадает в условия реальной ситуации на дорогах. В первую очередь, сами родители разрушают представления своих детей о «том, как правильно», махнув рукой, например, на необходимость пристегивать своего сына или дочку в автомобиле ремнем. Именно из-за этого несоблюдения элементарных правил безопасности, по словам начальника УГИБДД Геннадия Лоточкина, число пострадавших в ДТП детей-пассажиров в этом году увеличилось на 10 процентов.
Но жертвами аварий по-прежнему становятся и дети-пешеходы, и чаще — из-за водителей. Здесь уже на первый план выступает не столько отсутствие элементарного знания нарушителем правил, а пренебрежение уважительным, человечным отношением к другим участникам движения.
По статистике, большинство водителей, ставших виновниками ДТП, уже имеют за плечами немалый стаж нарушений. Это те, заметил Геннадий Дмитриевич, которые «привыкли так ездить», без оглядки на других.
Как ни странно, сейчас более уважительно друг к другу и к пешеходам начали относиться молодые автомобилисты. Водительский этикет постепенно входит в моду. Вполне возможно, что причиной тому — все та же пропагандистская работа, проводимая Госавтоинспекцией среди молодежи. Начальник отдела пропаганды УГИБДД Анжела Борисова выразила уверенность в том, что воспитывать профессионального водителя (а такой водитель — это всегда аккуратный пешеход) необходимо с детства. Именно для этого в большинстве школ города созданы отряды юных инспекторов. Ребята, которые состоят в этих отрядах (уже больше 2300 школьников), рассказывают о правилах дорожного движения своим сверстникам. Кроме того, сейчас регулярно осуществляется набор в детско-юношеские автошколы на базе автошколы ВОА и лицея № 34. Здесь могут заниматься ребята с десяти лет.
В идеале, к восемнадцати годам, когда придет время получать соответствующее удостоверение, такой «кандидат в водители» будет иметь уже восемь лет стажа. И в дальнейшем он точно будет пристегивать своих детей ремнем безопасности, пропускать пешеходов и соблюдать скоростной режим.
***
фото: