X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Трудно расставаться с местом, где столько прожил

Переселение жителей из поселка Новорощино продолжается.

Старые деревянные двухэтажки постепенно пустеют. В доме N 10 на улице Самолетной, который по праву считают одним из самых проблемных, скоро останется только две населенных квартиры.

Переселяют «муниципалов» — тех, чье жилье находится в собственности города. Людям называют новые адреса. Только ключи от квартир пока не выдают, потому как не все документы готовы.

Среди тех, кто скоро ожидает переселения — Анна Иосифовна Мустыгина. С 1981 по 1997 год она работала в аэропорту дизелистом-аккумуляторщиком.

— Это же совсем не женская работа! — удивляюсь я.

— Да, — улыбается Анна Иосифовна, — у меня муж работал дизелистом, он меня и научил. Вместе с ним проверяли аккумуляторы, заливали топливо… Он на своем участке, я — на своем.

У Анны Иосифовны, как и у большинства жителей, которых переселяют в этой волне, квартира находится в микрорайоне Тура.

Но многие по-прежнему находятся в тягостном ожидании. Ждать приходится ветеранам «Аэрофлота» — женщинам семидесяти-восьмидесяти лет, многие из которых похоронили своих мужей.

Среди них и ветеран Великой Отечественной войны Анна Александровна Лаптева (она живет на улице Самолетной). Несколько лет назад ей хотели отремонтировать квартиру. Начали ремонт, но из-за ветхости все стало рушиться. Так и не осмелились доделывать…

В подъездах многих домов висят старые, наполовину стершиеся объявления: «Закрывайте дверь. Снег отряхивают на улице, а не в подъезде». Скоро объявления снова станут актуальны. Можно этому порадоваться. Снег — лучший дворник. Он укроет белым ковром грязные новорощинские улицы, которые никто никогда не убирает. Но жители вовсе не рады. Зимой обострятся все бытовые проблемы. Даже сейчас не во всех квартирах тепло. У кого-то батареи греют только наполовину, а у кого-то — вообще холодные. Это особенно тяжело для стариков и маленьких детей, которых в Новорощино очень много.

— Придет зима, задуют ветра — все будем пользоваться обогревателями. Вот вам и пожары, — рассуждают жители, собравшись в кружок около одного из домов.

Каждый хочет показать нам гнилые стены в своем подъезде, рассказать о неисправной канализации в своем подвале. Хотя, в общем-то, — везде одна картина: заброшенность, ветхость и аварийность.

— У нас в доме у одного мужика ванна в подвал упала. Хорошо, что никого в ней не было, — рассказывает пенсионер Николай Абрамов с улицы Мегионской.

Вся улица состоит из двух домов. В некоторых местах у них рушится фундамент. Дома проседают. Жители как могут сами исправляют ситуацию. Засыпают обрушивающиеся места опилом, забивают досками.

— Все рассказывают о проблемах. Хоть что-то хорошее есть у вас в поселке? — спрашиваем у Николая Ивановича.

— Колонка, вон, работает, — смеется он, — вода есть и горячая, и холодная.

Видно, что, несмотря ни на что, Николай Абрамов не унывает. Хотя жить становится все тяжелее.

Например, сейчас под вопросом существование единственного магазинчика на улице Планерной. Из некогда большого магазина с несколькими отделами он превращается в очень скромный, с ассортиментом чуть больше, чем в ларьке. Половина полок пустует. Два продавца — мать и дочь — увольняются.

— Продажи упали. Работать здесь страшно. Была у нас одна продавщица, ее вечером какой-то пьяница напугал, так она сразу же уволилась, — возмущенно рассказывают женщины. — Нет, мы точно решили — увольняемся. Пусть заведующая других работников ищет. А из города сюда никто не поедет. Это точно.

Магазин находится рядом со старым бараком, который так и не снесли. Часть окон в нем разбита, комнаты разрушены. Но видно, что есть и жилые квартиры — окна зашторены. У подъезда сушится белье на веревках. Кто сейчас живет в бараке — жители толком и не знают.

— Так это что — не ваши, не поселковые?

— Если бы все у нас были только поселковые, было бы спокойнее, — говорит Тамара Минухова.

Вокруг барака — прежняя свалка мусора и старой полуразвалившейся мебели.

С ликвидацией свалок и развалин в Новорощино вообще тяжело. Так и красуются посреди поселка руины одного из снесенных домов. Рядом гуляет местная детвора.

— Вы туда не лазьте! — решаюсь предостеречь пеструю компанию.

— Ха! Мы уже там все облазили, ничего интересного, — авторитетно заявляет конопатый мальчишка в шапке, съезжающей на глаза.

…Тамара Александровна Минухова — одна из собственников квартир, ожидающих переселения. Она принесла нам показать старую черно-белую фотографию Новорощино. Улица Самолетная — чистая, ухоженная, с аккуратными палисадниками. Если фотография была бы цветной, мы бы увидели, что все дома выкрашены яркой краской.

Люди прожили в Новорощино целую жизнь — под звук взлетающих самолетов, между двумя асфальтовыми заводами. Было и плохое, и хорошее. Но когда опустеет поселок — останется лишь память. И старые снимки…

***
фото: Дорога к магазину;Николай Абрамов;Андрей и Катя;Анна Иосифовна Мустыгина;Скоро придется искать новых продавцов;Тамара Минухова в своем подъезде.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта