X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Душа музея— человек

— Кто там у нас под елочкой скакал? Трусишка -зайка…

— Серенький!

— Ага. Серенький. Но как же так? Ведь наши зайцы зимой белые!

Сотрудник и хранитель зоологического музея ТГУ, таксидермист Александр Парфенов на своих экскурсиях занимается тем, что развенчивает мифы русских сказок и песен. И правда — зайцы ведь белые зимой, — недоумевают школьники. — Как же так?

— Вообще-то, эта песня правдива, но лишь отчасти. Наверно, ее придумали для нас в Европе. Вот там зайцы зимой серые. Например, этот, который находится у нас в коллекции — из Латвии, -рассказывает Парфенов.

Сегодня он проводит экскурсию для второклассников и третьеклассников школы № 63. Веселый, сыплющий шутками-прибаутками, с приходом детей Александр Дмитриевич подтягивается, берет в руки указку. В его голосе появляются нотки гордости за музейное богатство — больше тысячи чучел самых разных представителей флоры и фауны. Чтобы посмотреть все экспонаты, необходимо около сорока минут. Это если очень быстро. А вообще, по трем просторным залам можно ходить часами.

Здесь крошечные корольки и огромный пеликан весом больше десяти килограммов, зубастый волк и мощный кабан. Есть найденный зимой заяц — весь черный, потому что у него в организме избыток меланина. Есть цыпленок с четырьмя лапками, который пару дней даже жил на одной из кафедр биофака. Но крохотное существо оказалось нежизнеспособным, поэтому пришлось его усыпить.

Дети одним ухом слушают, что крот на самом деле насекомоядное животное, поэтому он вовсе не нашу морковку на дачах грызет, и о том, что в волчьих стаях вожаки — самки, а не самцы — но успевают при этом вертеть головой по сторонам и снимать экспонаты на мобильные телефоны.

— Жар-птица… — застывают девчонки перед чучелом павлина.

После экскурсии школьникам дают свободное время для того, чтобы побродить по музею.

— Надеюсь, вы узнали здесь что-то новое для себя.

— Да-а-а! — звучит хор голосов.

— Так вам и надо, — смеется Парфенов.

Александр Дмитриевич занимается таксидермией с 1982 года, как закончил биофак Тюменского госуниверситета. До его прихода в музее было около 450 экспонатов. Сейчас их количество возросло вдвое.

В музее хранится около 120 чучел из Санкт-Петербурга, из коллекции Пржевальского. Эти экспонаты — особая гордость: им около ста восьмидесяти лет.

Парфенов приносит пачку фотографий.

— Однажды мне предложили поехать в командировку. Я говорю: «Если ехать, то к черту на кулички». Так и попал в 2004 году на Гыданский полуостров.

Вспоминает, как с напарником Дмитрием искали в тундре дрова — несколько километров ни одного сучка. Наконец, подобрали подходящее полено, да и то потеряли, когда отвлеклись на редкую интересную птицу.

— А ученики у вас есть, Александр Дмитриевич?

— Вообще-то, учить — мы никого не учим. Человек просто смотрит, что и как делается. Если есть способности — сам все поймет. Было несколько ребят, которые помогали в музее. Они уже переросли меня, теперь уже мне у них можно учиться.

— Люди приходят и уходят. А вас что заставляет оставаться в музее?

— Здесь можно работать себе в удовольствие. Мне очень нравится проводить экскурсии. Это очень контактная работа.

…Зоомузей редко пустует. Обычно он всегда полон посетителей. Наверное, потому что у музея есть своя душа -Александр Парфенов. Хоть раз побывав на экскурсии, уже не представляешь, как музейные комнаты выглядели бы и жили без него.

***
фото: Парфенов объясняет детям, что ворон и ворона -разные птицы;В командировке на Гыданском полуострове;Подарок музею от бывших студентов биофака;Такие сильные детские эмоции.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта