X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мультик на бумаге

Русский комикс редко украшает полки магазинов. Во-первых, потому что его почти нет в продаже. А во-вторых, даже если что-то похожее и лежит на полках, то, как правило, это низкосортные «стрелялки» или детские «Утиные истории».

Между тем, комиксы официально признаны девятым видом искусства. Почему — стало понятно на открытии Международного фестиваля рисованных историй «КомМиссия» в тюменском театре драмы.

В холлах театра (на третьем и четвертом этажах) разместили более двухсот работ из разных стран. Лучшее, что было представлено на Международном фестивале рисованных историй «КомМиссия» в Москве. Работы в Тюмень привезли организаторы фестиваля, художники Павел Хихус и Анастасия Галашина.

Если говорить о самом фестивале, то его можно назвать, пожалуй, единственным признаком того, что российские комиксы все же существуют. В этом году он проходил в седьмой раз, и за годы своего существования заметно эволюционировал. Первые фестивали проходили в местах, ассоциирующихся у московской публики с андеграундом, например, в Зверевском центре современного искусства. Тогда не было ни международной программы, ни внятной концепции.

— В этот раз мы пригласили на фестиваль художников пяти стран, — рассказал Павел Хихус. — Но потом нам стали звонить художники из других стран и говорить, что они приедут на фестиваль даже в том случае, если мы их не пригласим. Таким образом, помимо России, было представлено еще 12 государств.

Несколько лет назад фестиваль поддержала писатель Людмила Петрушевская и поделилась образцами созданного ею поджанра «изопьес». Ей же принадлежит термин «рисованные истории» — именно так теперь называют в России аналог американских комиксов и японской манги.

На первом фестивале Павел Хихус говорил, что его цель — специальная полка для комиксов в книжных магазинах и киосках периодики. Эта задача не решена до сих пор. Одна из причин: споры по поводу комиксов (полезны они или вредны) все еще идут. Хочу сказать несколько слов в защиту, надеясь, что настанет время, когда отлично нарисованные комиксы с интересным, динамичным сюжетом в защите нуждаться не будут.

Можно сколько угодно морщить нос по поводу этого «легкого книжного жанра» и говорить о том, что детей следует воспитывать исключительно на классике. Классику, действительно, никто не отменял, впрочем, как и тот факт, что дети любят книжки с картинками. Павел даже привел пример: к нему обращалось руководство детского дома с просьбой сделать подборку хороших комиксов для детей. Воспитатели не могли заинтересовать ребят книгами, и нашли такой нетрадиционный выход. Яркие картинки привлекают, а чтение коротких подписей не занимает много времени. Но важно то, что ребенок все же начинает читать, привыкает к этому процессу.

Бывают и ситуации наоборот. Например, хорошая японская манга заинтересовала меня уже далеко не в детском возрасте, когда большинство классических произведений мною были уже прочитано и полюблено.

Можно утверждать, что комиксы — агрессивные и глупые, и детям-то их читать как раз вредно.

— Рисованные истории — вид искусства, у которого есть свои законы, — отвечает на это Павел. — Агрессивные? Глупые? Включите телевизор! Большинство передач и фильмов, которые идут на экране, тоже можно назвать таковыми. Но кино, которое показывают на кинофестивалях, — интересное и умное. Вот и комиксы могут быть разными: добрыми, грустными, агрессивными. Есть гениальные, есть — ширпотреб. Это — кино на бумаге, и все зависит от манеры его изложения. Если говорить об американских, то они, действительно, зачастую содержат агрессию, потому что по закону жанра там есть воинственный супергерой.

Так что распространенные вопросы о полезности и вредности комиксов — не верны. Спрашивать надо о том, насколько рисованная история хороша и интересна.

Супергероев в работах, которые привезли Павел и Анастасия, нет. Зато есть разнообразие сюжетов — от смешных бытовых до невероятных фантастических. Глаза разбегаются от многообразия стилей рисовки. Барочный театральный интерьер, в который помещены эти сюжеты, только добавляет выставке колорита.

— Мы любим, размещать наши картинки в самых неожиданных местах, и мне кажется, что это здорово взрывает представление об устоявшихся традициях. Мне нравится, как смотрятся наши авангардные рисунки в этих стенах с мрамором и позолотой, — сказала Анастасия Гавашин, главный куратор фестиваля.

Выставка продлится до конца ноября. Но если тюменцы ею заинтересуются, ее немного продлят. Художники задержатся в Тюмени на несколько дней, чтобы провести мастер-классы: расскажут как начать и закончить рисованную историю, выучить особый язык комикса — яркий и лаконичный.

После комиксы повезут в Ханты-Мансийск, Омск и Барнаул.

— Мы достаточно поездили по Европе, показывая свои работы, — объяснил Павел. — Сейчас нам гораздо интереснее путешествовать по России.

Еще бы, учитывая, что в Тюмени, например, такая выставка прошла впервые и вызвала массу и споров, и восторгов. Иными словами живой интерес.

***
фото: Надежда Васькова, Павел Хихус и Анастасия Гавашина рассказывают о выставке;Первые посетители.;Первые посетители.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта