X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Партитура, найденная через сто лет

В некрополе Александро-Невской лавры я нашла могилу композитора Антона Рубинштейна.

Сразу вспомнилось все, что рассказывал о нем маэстро Антон Шароев, его правнук. И там, у надгробия, возникло чувство хоть маленькой, но причастности. К судьбе композитора, его музыке, событиям в его жизни, что привели, в итоге, к написанию оперы «Христос» — произведения, о котором потомки забыли.

А теперь мы увидим и услышим последнее произведение композитора — оперу «Христос» — здесь, в тюменской филармонии.

Вчера Антон Георгиевич на пресс-конференции рассказал о том, как важна эта премьера для него, Тюмени и мировой культуры в целом.

— Я искал эту оперу 12 лет. Началось с того, что в одном из писем Антона Рубинштейна, которое он писал за несколько лет до своей смерти, я прочел, что он работает над новой оперой. Больше никаких упоминаний мне не встретилось. Зато там же, в письме, Рубинштейн говорил, что любой композитор, особенно тот, которого не признавали современники, надеется, что когда-нибудь придет человек, найдет его произведения, и музыка давно забытого композитора снова будет звучать.

Маэстро Шароев выполнил то, о чем мечтал композитор Рубинштейн. Спустя 12 лет поисков он получил в руки полуразрушенную партитуру оперы из библиотечных архивов в Берлине.

— Еще бы лет 10, и она рассыпалась бы в пыль, — считает Антон Георгиевич.

Семь лет назад маэстро вместе со своим камерным оркестром «Камерата Сибири» исполнил фрагменты найденной оперы на сцене филармонии в Санкт-Петербурге. Позже вышел CD-диск с записью этого концерта. Его Антон Георгиевич обещает привезти в Тюмень в конце ноября. Позже (в декабре прошлого года) оперу «Христос» в полном варианте поставили на сцене Пермского театра оперы и балета.

Журналисты попросили оценить постановку пермского театра. Тем более, что сам Шароев работал над ней в качестве художественного руководителя.

— Я благодарен работникам пермского театра за то, что они вообще взялись за постановку такой серьезной оперы, — ответил Антон Георгиевич. — Просто потому, что многие другие театры стараются работать исключительно с кассовым материалом, на который зритель обязательно пойдет толпою. Однако результатом проделанной ими работы я не вполне доволен. На мой взгляд, такая сложная духовная опера не нуждается в особых режиссерских изысках и ходах. Ей требуется сценический минимализм, чтобы ничто не отвлекало от сути происходящего. К сожалению, в пермском варианте оказалось много лишнего: костюмы не соответствовали теме, декорации, скорее, подошли бы детскому утреннику или кукольному театру, но не духовной опере. Я надеюсь, что у нас получится лучше.

Шароев так же рассказал, что ему пришлось почти на час сократить оперу, все-таки выдержать три с половиной часа пребывания в зрительском кресле сможет далеко не каждый, пусть даже и заинтересованный человек.

— Некоторые удивляются тому, что музыку можно вот так «порезать», — вздыхает Шароев. — Дескать, если она так легко подвергается правке, так что же это за произведение такое — не цельное? Во-первых, «Христос» — далеко не единственное произведение, которое подверглось правке, это распространенная практика. А во-вторых, у Антона Рубинштейна не было времени, чтобы отшлифовать партитуру до совершенства. Представьте, ведь он были и пианистом, и дирижером, и композитором. Много путешествовал по миру с концертами, времени не хватало. Учитывайте еще и то, что самолетов тогда не было, дорога занимала много времени. Вероятно, поэтому в опере есть сильные и слабые фрагменты, я оставил самое лучшее.

Шароев рассказал о том, что Рубинштейн, зарабатывая солидные гонорары, к концу жизни стал отказываться от них, жертвовал деньги погорельцам, людям, пострадавшим от эпидемий тяжелых болезней, беднякам. За это семья композитора, не в силах понять его поступков, отреклась от него. Он умер одиноким, в своем поместье в Петергофе. Сегодня не осталось и поместья: в годы второй мировой войны его сожгли немецкие солдаты. Но в некрополе Санкт-Петербурга можно отыскать его могилу — черный высокий столб с именем «Антон Рубинштейн».

А премьера оперы назначена на 28 ноября и приурочена ко дню рождения композитора.

***
фото: Антон Шароев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта