Коли застройщик теряет доверие…
Если бы «САиД-Компания», ныне переименованная в СК «Континент», погнавшись за прибылью, не изменила проект и не увеличила самовольно число этажей, дом на углу улиц Ленина и Кирова был бы сдан еще лет пять назад.
И сейчас чиновникам не пришлось бы ломать голову, что лучше: одобрить явное нарушение закона или «срезать» практически готовое здание и, тем самым, пополнить армию обманутых дольщиков еще шестью десятками человек?
По договорам долевого участия в строящийся дом внес деньги 61 частный инвестор — 248 миллионов рублей. Некоторые покупали в «элитке» сразу по нескольку квартир. Есть и такие, кто продал старое жилье в надежде переехать в лучшее. По условиям договора предусматривалась рассрочка платежа. Как уверяет директор «Континента» Станислав Пасичник, часть денег (54 млн. рублей) недополучена им до сих пор. Этих средств, по его словам, не хватает для завершения строительства. Осталось-то немного — достелить крышу да закончить черновую отделку. Но люди, не уверенные в том, что дом вообще когда-то будет сдан, не спешат отдавать деньги.
Проблема в том, что, как минимум, шесть этажей этого разно-уровневого дома построены незаконно — в обход утвержденного архитектурно-планировочного задания. В прошлом году департамент градостроительной политики, как признал заместитель директора департамента Дмитрий Попов, взял было грех на душу и задним числом согласовал застройщику измененный проект. Но позже пришлось согласование отозвать. Без технической экспертизы вводить в эксплуатацию здание-переросток опасно — фундамент и несущие конструкции могут не выдержать повышенной этажности.
Первым начал трубить тревогу дольщик Александр Латышев. Он подал в суд, который и вынес в 2007 году решение приостановить незаконную стройку. Правда, к тому времени десять из 12 этажей уже были построены.
Сведения о первоначальном проекте разные. Пасичник утверждает, что если и он превысил этажность, то не более, чем на пару этажей. Об этом же говорит и руководитель инспекции Госстройнадзора по Тюменской области Сергей Бауэр. По его данным, «первоначальный проект предполагал 5-8 этажей плюс мансарды» (сейчас в секциях дома от семи до десяти этажей с мансардами). А Александр Латышев и жильцы соседних домов утверждают, что сначала в проекте значились три секции от 2 до 5 этажей.
Лишние этажи стали камнем преткновения не только из-за их незаконности (в исторической части Тюмени есть ограничения по высоте) и небезопасности. Жильцы соседних домов встревожены: уже сейчас разросшийся дом захватил их законную дворовую территорию, а что будет, когда 200 новоселов начнут парковать свои автомобили под окнами? Люди считают, что даже сейчас жить в этом дворе становится опасно — заехать во двор пожарной машине и другой спецтехнике затруднительно.
В прошлый понедельник в управлении капитального строительства области собрались дольщики, жильцы соседних домов, сотрудники госэкспертизы и главного управления строительства, Госстройнадзора и департамента градостроительной политики, представители застройщика. И как это часто бывает, дольщики, ставшие заложниками ситуации, вызванной неправомерными действиями строителей, в своих бедах винят не застройщика, обманувшего их ожидания, а администрацию.
— Почему чиновники молчали до сих пор? Почему раньше не заставили Пасичника согласовать измененную этажность? Почему допустили к работе недобросовестного застройщика? — спрашивал Юрий Мыльников.
Объяснения Сергея Бауэра, что Госстройнадзор «провел 15 проверок и выписал застройщику с десяток предписаний и штрафов», дольщикам не показались убедительными. Между тем, как позже объяснял мне Бауэр, полномочия Госстройнадзора ограничены. Максимум, что вправе сделать инспекция, — приостановить строительство объекта на срок от 30 до 90 дней — до устранения замечаний. И то только по решению суда. Кроме того, «застройщик в нашей стране не несет персональной ответственности за свою работу, его нельзя лишить лицензии на строительство, как это делается в других государствах. Проштрафившаяся компания завтра может легко сменить название, перерегистрироваться и продолжать работать».
Но проблемы чиновников мало заботят дольщиков — теперь они хотят, чтобы компании «Континент» выдали разрешение на строительство, срок действия которого закончился в 2007 году, и согласовали измененный проект. Как это сделать, не нарушив закона, — их тоже мало волнует. Любопытно, что даже соседи новостройки готовы войти в ситуацию и предлагают застройщику компромисс — уменьшить этажность и провести благоустройство общего двора.
— Мы — адекватные люди, ничего не имеем против дольщиков, — высказалась Нина Созонова, с ул. Семакова, 25. — Но мы хотим, чтобы были учтены и наши интересы.
Жители соседних дворов предложили застройщику ликвидировать газораспределительный узел (в одном из домов этого квартала на кухнях газовые плиты), чтобы все здания перевести на электропитание. Так, считают они, жителям будет спокойнее. Потому что газовый узел находится в опасной близости от автостоянки, которую строит СК «Континент».
Возможно, именно мнение жителей соседних домов окажется решающим в этой истории — во всяком случае, к нему придется прислушаться. Закон обязывает застройщика провести публичные слушания — без них жилой дом в густонаселенном районе госкомиссия не примет в эксплуатацию. Даже если техническая экспертиза его безопасность подтвердит. Заявку на проведение слушаний должен подать застройщик. Как и определить время проведения технической экспертизы фундамента и несущих конструкций. И назвать организацию, которая выполнит эту работу. Сергей Бауэр порекомендовал согласовать выбор организации с дольщиками и сделать работу экспертов открытой — чтобы у людей не возникло недоверия к их заключению.
Только вот нужна ли вообще экспертиза?
— Это будет пустой тратой денег, — считает строитель Владимир Перваков, житель соседнего дома на ул. Кирова, 46. — Нельзя задним числом делать проектную документацию на уже построенную часть здания.
Признает это и руководитель инспекции Госстройнадзора Сергей Бауэр:
— Это объект самовольного строительства. По идее, здание должно быть снесено.
Администрация города намерена обратиться в суд. И тогда уже принять окончательное решение о судьбе дома на Ленина-Кирова.
***
фото: Дом преткновения.