Шаблонный рок
Смотрю городские афиши. Ого…в сентябре приезжала легендарная группа «Rainbow», а вот совсем недавно пожаловал «Чайф».
Выступали, конечно, в филармонии. Профессиональные музыканты, создавшие себе имя, спокойно «купят» любую концертную площадку, а родные тюменские молодежные группы лишь довольствуются рок-барами с дешевым оборудованием и отсутствием нормального звука. Где показать себя молодой начинающей группе? Почему неформатной молодежи не уделяется ни малейшего внимания?
За несколько лет, например, Тюмень лишилась двух ДК: «Нефтяник» и «Геолог». Последний после реставрации становится «Западно-Сибирским инновационным центром нефти и газа», а «Нефтяник» превратился в вечную стройку.
Единственный дружественный по отношению к молодым музыкантам-любителям ОДНК «Строитель» «теряет» широко известный рок-клуб «Берлога». Официально он никуда не пропал, просто «переехал» в клуб «Лондон». Сегодняшняя аппаратура «Берлоги in London», или уже простого «Лондона», вполне достойная. Однако, и цены «достойные».
Остальные площадки, где любительские группы могут «засветиться» — простые кабаки или, если угодно будет назвать, рок-бары. Коих в Тюмени тоже немного. Например, всем известный бар «Капкан». Многие представители «олдскул» помнят зал, размером с гостиную комнату, в центре которой выступали группы. Сейчас появилась комнатка побольше, с кой-каким подобием сцены, на которой музыканты со всем оборудованием полностью поместиться не могут. Звук и аппаратура — еще более больная тема подобных заведений.
На этом проблемы молодежной неформатной музыки в нашем городе не исчерпываются. Наши коллективы, то ли потеряв воодушевляющего лидера в лице Ника Рок-н-ролла, то ли из-за недостающего опыта владения инструментами, играют почти одно и то же. Меняется только текст.
Разные команды, разные люди, разные стили — а музыка почему-то одна. Шаблон на шаблоне. Где причины? В нас самих или в сегодняшнем времени? Но, как говорится, времена не выбирают…достойно творили и в условиях похуже.
Все, думается мне, очень просто. Интерес к музыке и желание научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте приходит в осознанном возрасте 1516 лет. Но набор в музыкальную школу идет еще с начальных классов, когда детям хочется играть, бегать, прыгать, а не высиживать на занятиях, поглощая совершенно ненужную в этом возрасте информацию. К 15 годам музыка надоедает им до зубной боли, они уже ненавидят нотный стан и всю музыкальную теорию. Поэтому, наверное, профессионалы практически отсутствуют среди сегодняшних молодых рок-музыкантов.
Счастливчики, не получившие «теоретического груза» на свою молодую голову, начинают углубляться в дебри новой для них науки самостоятельно, уже по интересу. Интерес, конечно, важен, но самостоятельный способ обучения не всегда успешен, потому что существует множество нюансов, которые в книге не напишешь и в видеоуроке не покажешь.
Как же музыкальная теория? Как же основы и тонкости каждого жанра, искусство импровизации? Чувство прекрасного, ощущение жанра, вместе с умением импровизировать и подстраиваться друг под друга нужно прививать. Вот чего нам сегодня не хватает. Иначе получается то, что мы частенько видим и слышим в наших рок-барах и клубах: «рубилово» вместо музыки.
***
фото: Битва стилей в «Лондоне».