Впереди большой бетон
— Когда я учился в школе, нас, ребят, тоже было много — около тысячи человек, — говорит Дмитрий Белов, мастер участка большой стройки — школы N 15. — А само школьное здание было раза в три меньше этого. Спортзал у нас был, по сравнению со здешним, словно столик для пинг-понга — крохотный.
Мастер показывает на два больших корпуса новой школы. Двухэтажный, что ближе к улице Северной, еще летом производил впечатление вполне достроенного здания — пластиковые окна и оштукатуренные стены. Второй корпус (четырехэтажный, предназначенный для классных кабинетов) стоял еще без крыши и зиял провалами окон. Но за лето он обзавелся крышей, внутренней штукатуркой, а на четвертом этаже уже установлены батареи. Кроме того, стены недавно обросли строительными лесами -рабочие готовы трудиться над фасадом. По словам мастера Белова, который видел эскизы, здание предполагается разноцветным, в окончательном варианте собираются использовать не менее пяти красок. А вот каких именно — на стройке пока не знают, облицовочные материалы не привезли.
Школа готовится разместить не менее 900 учащихся и педагогический состав. И наверняка, как и мастер Белов, дети, учителя и родители оценят простор площадей.
— Зимой внутренней отделкой заниматься будем, — говорит мастер, — вот запустим отопление в обоих корпусах…
— Как это — в обоих? — удивляюсь я. — Ведь в четырехэтажном еще ни окон, ни дверей!
— Да они в течение одного дня ставятся, делов-то! — Отмахивается Дмитрий. — И трубы по подвалу провести — работа на один-два дня. Это же не с железобетоном работать, это там процесс долгий.
— А есть ли смысл в этом, пока между корпусами нет теплого перехода?
— Переход мы построим недели за три, еще до серьезных холодов, — сходу решает проблемы мастер Белов.
И все-таки поработать с железобетоном еще придется. Рядом с четырехэтажным корпусом школы появился котлован — место для фундамента еще одного школьного блока, четвертого. Вся школа состоит из четырех таких зданий-блоков, которые соединяются между собой в корпуса. Начать строительство последнего одновременно с другими было невозможно — мешала теплотрасса, она пролегала прямо через стройку. Несколько месяцев трассу переносили на новое место: вырыли глубокие траншеи, на дне которых и лежали нуждающиеся в «переселении» коммуникации. Сейчас площадка отсыпана песком, и зимой здесь начнут «лить бетон».
Правда, для будущей школы необходимо не только перенести коммуникации, но и ряд гаражей, что оказались слишком близко к зданию.
— По закону между ними и школой должно быть не менее 50 метров, — говорит мастер Белов, — или 80, точно не помню. Но вы видите, что здесь расстояние меньше положенного законодательством. В администрации сейчас думают над тем, что с этими гаражами делать. Вряд ли их станут переносить, логичнее просто снести, они очень старые.
Когда мы уже покидали стройплощадку, к ней повернули два грузовика с металлоконструкциями.
— Стройматериалы каждый день завозим, — рассказали водители Александр Кузьмичев и Михаил Пушников. — Зимой были некоторые перебои с материалами, но всего несколько дней. А сейчас прораб говорит, что деньги на продолжение строительства выделены, так что работаем, не останавливаясь.
***
фото: здание школы N 15; рабочий Ильгиз