Зазеркалье и Кот в сапогах
В деревнях люди говорили, что старые зеркала могут переносить человека в мир сказки. Достаточно лишь заглянуть вглубь холодного стекла и подождать, что же оно покажет…
Мы находимся в фондохранилище областного краеведческого музея, что на улице Ленина, 43. На первом этаже прохладно. Массивные стены, тяжелые двери с железными засовами, высокий потолок. Одиннадцать аккуратных ступенек ведут на второй этаж. Опершись на стены, стоят старые деревянные наличники, огромная телега. А вот и зеркала. Одно, два, три… Много разных больших и маленьких зеркал. Стекло у одних напоминает чистые пруды, у других — изрезанный коньками лед. В какое бы из них посмотреться?
Нам навстречу выходит приятная женщина в строгой темной одежде.
— Здравствуйте, я — Татьяна Алексеевна Курбатова, заведующая научно-фондовым отделом, — говорит она. — Вы хотели посмотреть фонды? Попробую помочь. 130 лет назад Иван Яковлевич Словцов стал собирать наши первые коллекции, тогда образовались и фонды… Ежегодно они пополняются: путем экспедиционного комплектования, получаем в дар, покупаем. Сегодня в нашем фонде более 300 тысяч единиц хранения. Некоторые из них выставлены в экспозициях… Всего в краеведческом музее 36 коллекций — зоология, палеонтология, коллекция редкой книги, драгоценных металлов, документальных источников и другие. У каждой свой хранитель.
Татьяна Алексеевна открывает деревянную дверь в небольшой, но светлый и уютный читальный зал. За компьютерами работают научные сотрудники наших вузов, ищут необходимые документы, справки. На высоких полках в папках находятся документальные источники. Более 50 тысяч единиц хранения, разложенные по темам. Фотографии и бумажные документы представляют коллекцию XIX-XX веков «Каторга и ссылка». Художественная жизнь нашего края находит отражения в работах Гидонаса Барилкиса, Виктора Овчарова, Алексея Ремезова. Литературная — в личных комплексах советских писателей Константина Лагунова, Ивана Ермакова, в частности. Общественно-политическая — в фотографиях, личных и государственных документах. Фотофонд насчитывает более 30 тысяч единиц хранения. В 1930-40-х годах в музейное собрание поступали фотографии, рассказывающие о коммунистических преобразованиях в области. Сохранились и групповые портреты лидеров партии, комсомола, профсоюзов.
Проходя мимо стеллажей, видим деревянные скульптуры из коллекции «Иконопись». «Успение Богоматери» — XIX века, «Преображение Господне» — XVIII века выполнили киевские мастера. «Распятие» XIX века выполнено из дерева, левкаса, расписано маслом.
— Татьяна Алексеевна, а вы верите в мистику старых вещей?
— Может быть, какие-то предметы и наделены мистическими свойствами. Но я с таким не сталкивалась. Меня больше интересует научная информация, которую несет предмет. Пойдемте в другой зал?
Вот оно — настоящее Зазеркалье! В зале, где собраны различные коллекции — от древней керамики до игрушек, — девять зеркал. Они делают помещение больше. В них отражаются предметы. А самое крупное зеркало в темной деревянной раме поймало нас.
В ближнем углу стоят разные по размеру скульптуры. Самая высокая и плечистая, обернутая от пыли в шелестящую бумагу, -Василий Блюхер. Рядом — бюст Ленина, прочие вожди. В зале спокойно, множество старых вещей не пугают. Кажется, что и Блюхер, и Маркс, и Ленин вполне дружелюбны и гостеприимны.
На высоких шкафах керамика: пухлые и вытянутые кувшины, чаши. Из изящных сервантов улыбаются игрушки — деревянные, металлические, тряпочные, плюшевые. Обнявшись с фотографией своего хозяина, глядит на нас мишка писателя Владислава Крапивина. Здесь же деревянные лошадки-качалки — серая, белая, в яблоках. Такую лошадку можно было купить в магазинах лет пятнадцать назад, и то с трудом. Сейчас их не продают, заменив безликими китайскими качалками. Кстати, одна из здешних лошадок, серая, похожа на ту, что когда-то подарили мне родители. Только мой конь был на колесиках!
Пока мы знакомимся с игрушками, в зал заходит Елена Усольцева, заместитель директора музейного комплекса по учету, хранению и реставрации. Экскурсию по фондам продолжит она. Открывает один из шкафов, показывает самые маленькие предметы — из фарфора, дерева, резной кости.
— О каждом предмете можно много рассказать, — говорит она, — не только об игрушках. Если раньше, например, музей собирал материалы только о тех, кто выступал в гражданской войне на стороне красных, кто строил социализм, то сейчас мы собираем документы и о тех, кто сражался на стороне белогвардейцев. Они тоже любили свою Родину… Но вернемся к коллекции игрушек! Она у нас сборная. Если надо дополнить какую-то коллекцию, можно взять любую игрушку и поставить с другими экспонатами, она поможет отразить дух времени. Хранители, комплектуя коллекцию, стараются подобрать к ней дополнительные детали — фотографии, одежду, аксессуары.
Елена Григорьевна обращает внимание на сюжетные миниатюры из кости — «Допрос языка» и «Проводы солдата на фронт», на тобольскую и архангельские шкатулочки, дорожные иконы, пермскую деревянную скульптуру Христа.
Наше внимание привлекают тростевые куклы из нашего театра кукол. Принцессы, чародеи и Кот в сапогах — старички для большой сцены. Отработав свое, они живут в фонде, а их место в театре занимают молодые куклы-актеры. Все, как у людей.
Нас еще ждет зоологическая коллекция. Большинство экспонатов вы могли видеть на выставках в краеведческом музее. Например, зайца Беляка, беркута, клюющего лисицу, крадущуюся рысь… В фонде более 1200 экспонатов из этой коллекции, большинство отлично сохранились.
Коллекции живут своей жизнью. Прекрасен деревянный тобольский театр, напоминающий теремок, красивы комоды, шкафы, тумбы прошлого столетия.
Елена Григорьевна говорит, что все экспонаты работники фонда любят и ценят. Только вот места здесь не много, а хочется, чтобы каждой коллекции было где развернуться. Когда закончится строительство музейного комплекса имени Словцова, вероятно, здешние сокровища перевезут туда в полном составе.
***
фото: хранитель Ольга Маракулина; мишка Крапивина; экспонаты из коллекции «дерево»; Елена Усольцева демонстрирует старые иконы