Словно на хуторе
Здесь до сих пор есть магазин «Продовольственные товары», бабушки собираются у подъездов на лавочках, а жители обращаются друг к другу не иначе как Ленка, Светочка, дядя Саша…
Окраина Малый Тараскуль кажется микро-городком времен славного прошлого СССР. Почему микро? Да потому что весь поселок — это три дома, пансионат, школа и детский сад.
Малый Тараскуль, пожалуй, один из самых удаленных районов города. Он относится к Калининскому округу.
Центральная площадь
Небольшой пятачок, где стоят несколько торговых палаток с вещами и овощной ларек, — это и есть центральная площадь. Здесь бабушки из соседних деревень раньше продавали свою продукцию: овощи, молоко, творог. Жители были довольны импровизированным рынком. Несколько лет назад его закрыли. Обещали организовать что-то взамен. Но так ничего и не появилось. В городском управлении по товарному рынку и услугам объяснили, что нужен частник, который согласится привозить в Тараскуль свою продукцию, следить за порядком. Такого человека пока не нашли.
— А магазин у нас дорогой. Даже северяне приезжают, говорят, что разница в цене с их магазинами — в два-три рубля, — хором рассказывают Алевтина Скороходова и Мария Степанова, которых мы встретили здесь же, на площади.
— И еще аптеки у нас нет, девочки. За лекарствами приходится ездить на Червишевский тракт. А проезд в одну сторону на маршрутке стоит 40 рублей!
С транспортом тут вообще проблема. В поселок ходят маршрутное такси 416 и автобус 116. Рейс в 18.50 — последняя возможность уехать из города в поселок. А как же быть людям, которые работают до семи-восьми часов вечера? Конечно, многие ездят на своих машинах. Но ведь они есть не у всех.
ТСЖ «Малый Тараскуль»
За несколько минут на площади вокруг нас образовалась целая компания. Среди подошедших женщин — Лидия Орлова, мастер ТСЖ «Малый Тараскуль».
Лидия Ивановна предложила нам побывать в товариществе собственников жилья, куда входят все три дома с адресами: улица Санаторная, 1, 2 и 3.
— Мы организовали товарищество четыре года назад. Дома были в ужасном состоянии. За четыре года провели капитальный ремонт почти во всех подъездах, заменили стояки с горячей и холодной водой, — рассказывает мастер.
Жители запросто оставляют внизу коляски и велосипеды, не пользуясь специальными замками. В подъездах чисто, покрашено, работают батареи. Некоторые затейники оформляют лестничные пролеты цветами и фотографиями с видами Тараскуля.
— Сколько стоит для жителей удовольствие — жить в чистых отремонтированных домах с такими подъездами?
— Жители оплачивают только коммунальные услуги. А на ремонты мы дополнительно не собираем. Используем средства, сэкономленные благодаря счетчикам-водомерам, — объясняет Орлова.
Лидия Ивановна делится и заботами: жители хотели бы видеть чистыми и благоустроенными не только свои квартиры и подъезды, но и двор. А там нет тротуаров. Возле дома N 3, который находится в низине, лужи после дождя не высыхают несколько дней. В поселке довольно много ребятишек и лишь одна небольшая детская площадка (сертификат на ее установку местный ТОС выиграл за участие в конкурсе «Калининский дворик»). А для подростков вообще ничего не предусмотрено. Жители хотят, чтобы зимой оборудовали хоккейный корт. Место есть — у школы пустует большой стадион.
Школа
Огромная, трехэтажная, из красного кирпича — она сразу привлекает внимание.
Непонятно, для чего такое большое здание для поселка всего в четыре дома?
Возможно, рассчитывали, что здесь будут учиться дети из соседних Акияр? Но сейчас в школе чуть больше ста учеников.
Тараскульцы скептически относятся к качеству местного образования, мотивируя свое мнение тем, что в школе не ведется половина предметов. Учитель географии вынужденно преподает историю. А на уроке физики детям ставят по две пятерки за то, что они спишут в тетрадь параграф из учебника.
Многие возят своих детей в городские школы, хотя это очень неудобно.
— Утром сына надо отвезти, в два часа забрать, а вечером снова отвезти на тренировку, — говорит председатель местного ТОС Светлана Сергеева. — В поселке вечером пойти некуда. Школа, которая могла бы играть роль культурно-досугового центра не только для детей, но и для взрослых, в пять часов уже на замке.
Вместе со Светланой мы побывали в школе. Здание красиво и просторно не только снаружи, но и внутри. Прямо напротив входа висит расписание кружков. Узнала, что с 14.00 до 16.00 дети могут посещать хореографию, английский язык, спортивную секцию, рукоделие и еще много чего… На часах еще нет 16 часов, но широкие коридоры пусты. В раздевалке висит несколько курток.
Слышно, что в спортзале стучит баскетбольный мяч. А в актовом зале кто-то поет. Оказывается, здесь идет подготовка к «Осеннему балу». Две девушки репетируют песню. С ними — педагог Людмила Анатольевна.
— Преподаватель хореографии сейчас на больничном. А вообще, у нас все кружки работают с двух до трех. Потому что учителя все приезжие — кто из города, кто из Богандинского… Многие еще преподают в школе санатория, -объясняет она.
Жители, у которых дети учатся в местной школе, говорят, что на самом деле кружок хореографии последний раз работал в прошлом году. А на кружок английского дети пошли вчера первый раз, хотя по расписанию он значится с 1 сентября.
Окраина на окраине
Старый пансионат — своеобразная «окраина на окраине». Он и стоит, будто на отшибе, посреди пустыря. В ТСЖ его не приняли. Оно и понятно. Кому нужен такой «сосед», на ремонт которого надо потратить миллионы рублей?
Проблемы в пансионате начинаются прямо с крыльца. Оно разбито и вот-вот рухнет.
А между тем, в доме располагается местный ФАП. Пожилым людям и женщинам с маленькими детьми в колясках приходится забираться по высокой лестнице. Кто-то из жителей приладил доску вместо пандуса, потому что здесь живет инвалид-колясочник. Но самодельный фанерный пандус проблему не решает.
Поднимаемся дальше. Стены в коридорах обшарпаны, лестницы завалены мусором.
Несколько лет назад жители уговорились организовать вахту на входе. Выбрали вахтера из жителей, скидывались ему на зарплату. Но со временем собирать деньги стало все сложнее. «Активистке» Елене, которая проводит нас сегодня по коридорам, приходилось ходить по квартирам и выпрашивать у жильцов по сто рублей. Вахтера не стало — возобновились беспорядки. На первом этаже собираются подростки, сидят на подоконнике и курят, не реагируя на появление взрослых.
После того, как дом не приняли в ТСЖ «Малый Тараскуль», Елена хотела организовать свое товарищество, но оказалось жителям это не надо. Женщина устала от попыток расшевелить народ, у нее опустились руки…
Стас: «Качаться или не качаться — вот в чем вопрос».
Пансионат по-прежнему находится на балансе санатория.
ТСЖ и ТОСу в поселке Малый Тараскуль — четыре года. Председатель ТОС — молодая энергичная женщина Светлана Сергеева — говорит, что за это время многое удалось сделать: отремонтировали дома, благодаря Калининской управе провели уличное освещение, поставили детскую площадку и отсыпали ее песком.
Но предстоит решить еще много проблем. Сейчас в поселке готовятся к встрече с представителями структурных подразделений городской администрации, где будет возможность поговорить о наболевшем.
***
фото: Надежда Павловна вышла на прогулку;В мокром асфальте отражаются небо и деревья;Тараскульские мамы;Светлана Сергеева;Пришел автобус;Сушат одеяла — скоро зима;Сушат одеяла — скоро зима