ПоСЛЭМимся, поэт?
«Поэтический слэм» — под таким названием необычным названием сегодняшняя тюменская литературная молодежь пытается выйти из богемных кулуаров и узких дружеских кругов на более широкое пространство.
Кто-то пишет, а кто-то читает или слушает. И очень важно первым найти вторых.
Не так уж и мало молодых людей пишут стихи. И пусть не каждый сразу решится выйти на публику, но, глядя, как читают другие, как аплодируют слушатели (а они аплодируют!), может, созреет и он.
Конечно, сегодня есть Интернет, более простой и удобный способ связи с читателями, но как не хочется, чтобы он заменял такие романтические стороны жизни, как чтение стихов где-нибудь в кафе для круга ценителей! Как раз такими встречами и знаменуется «поэтический слэм».
Организует такие мероприятия в Тюмени «лаборатория подрывной литературы» под названием «Наглые варежки». Это собрание нескольких единомышленников: выпускники ТюмГУ Анна Попович и Константин Худяков, журналист Вера Сараева и студентка Тюм-ГАСУ Мария Пономарева. Кстати, почему они выбрали рискованное, способное кого-то и обеспокоить, словосочетание «подрывная литература»? Потому что, считают они, лишь «взрывом» (разумеется, не в прямом смысле) можно сегодня расшевелить аморфную молодежь, «сломать цепи скованности и стереотипов».
— «Слэм» — это возможность высказаться, быть услышанными, — делится мыслями Анна Попович. — У нас поэты не обязаны объяснять свои стихи, поэтому нет критических моментов. Мы никого не обсуждаем, мы просто слушаем.
Оценку своему творчеству поэт узнает по аплодисментам. Кроме того, путем анонимного голосования слушателей в конце «слэма» выбирается победитель. Он получает настоящую варежку с призовым фондом — взносами тех, кто пришел.
Шестой по счету «поэтический слэм» вновь прошел в главном корпусе ТюмГУ на филологическом факультете. На этот раз встреча была тематической и получила название «Зэ бест оф сви-терз». Всем поэтам и слушателям предложили прийти в свитерах (организаторы назвали их шутливо «сексуальными бардовскими кофтами»). И хотя эту одежду предпочли в итоге единицы, в течение вечера был выбран самый забавный свитер.
Для участия в чтении стихов заявились Михаил Синодский, Варвара Торская, Станислав Симонов, Константин Худяков, Эрик Незамутинов, Пистолеро, Алексей, Антон Мочкаус, Тимофей и Борис. Каждому для выступления было предоставлено до десяти минут. Кроме того, по традиции, после прочтения стихов поэт должен испить из общей чаши «глоток нефти», как шутливо называют организаторы некий напиток. «Это действительно нефть», -поддержал шутку организаторов Эрик Незамутинов. На самом деле, загадочной влагой оказалась обычная «кола».
Сцена на небольшой возвышенности в аудитории была декорирована пианино и обтрепанным зеленым креслом, сидя в котором и исполняли свои произведения начинающие поэты. Кроме тех, что предпочли декларировать стоя, и Алексея, сказавшего, что ему «привычнее сидеть за столом». Каприз творческого человека — неприкосновенен, поэтому Алексей сидел за столом ведущей, а ведущая — в кресле поэтов.
Говорить о том, что все молодые люди — разные, и стихи у них — о разном, наверное, банально. Хочется только отметить, что были и стихи на социальные темы, и о любви, и смешные. А, например, Пистолеро поразил автора этих строк и некоторых слушателей необычностью своих стихов и стилем чтения, резко выделяющимся среди остальных. Слушая его, я вспоминала стихотворение Хлебникова «Заклятие смехом» («О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!») и что-то из Маяковского.
Хотя о своем неравнодушии и подражательстве Маяковскому сразу заявила единственная выступавшая в этот день девушка -Варвара Торская.
Во время небольшой передышки по еще одной традиции «слэма» был устроен конкурс. Каждый желающий сочинял хотя бы четверостишие из цепочки слов «геолог-нефть-искусство». Тех, кто хотел потренироваться в сочетании рифм, оказалось человек десять. Результаты получились забавные, что, наверное, и ожидалось.
Слушателей собралось немало, однако, хотелось бы, чтобы такое мероприятие выходило с уровня «междусобойчика», когда приходят слушать лишь друзья выступающих и организаторов. Когда проходил первый «слэм», та же самая аудитория была наполнена до отказа. Вот это точно выход в широкие массы!
Победителем шестого «слэма» стал Константин Худяков.
— Писать стихи я начал лет в десять, но сейчас, конечно, они кажутся мне несерьезными, — рассказывает он. — Одно время писал тексты для музыкальных групп. Но мне хотелось экспериментировать со словом, а в текстах я не мог выразить себя полностью, они ведь еще ложатся на музыку. Литература мне ближе. Я начал экспериментировать с формой. Потом отказался от этого и пришел к простоте, потому что за сложными формами часто кроется пустота…
Когда состоится следующая встреча, организаторы сказать не могут. Все зависит от поступления заявок на участие. Но как только появится ясность — информация на сайтах Тюмени не заставит себя ждать.
А пока что можно писать новые стихи и вязать «бардовский свитер». Думаю, он подойдет и для следующего «слэма».
Slam (англ.) — хлопанье.
***
фото: так проходят эти поэтические вечера: кто-то читает (на подиуме — Пистолеро), а кто-то внимательно слушает.