X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Миссия милосердия

До января 2010 года учреждения дополнительного образования должны получить лицензии на работу с детьми и подростками с ограниченными физическими возможностями.

«Президентская программа направлена на социализацию детей-инвалидов», — сказал на встрече за «круглым столом», организованной методическим центром физкультурно-оздоровительной направленности «Старт», начальник отдела городского управления по спорту и молодежной политике Андрей Кайзер. И добавил: «Пока все сложно — с кадрами, нормативными документами, материально-технической базой».

Только в Тюмени сегодня проживают более 43 тысяч инвалидов

— 7,3% от общего числа жителей. Около двух тысяч из них — дети. Медики отмечают постоянный рост детской инвалидности в стране. Только за последнее десятилетие это печальное число увеличилось более чем в два раза.

Сверстники не любят играть с ними — нередко обзывают, подшучивают или просто не замечают. И ребятишки замыкаются в себе и в четырех стенах своих квартир. На их плечи с ранних лет ложится груз комплекса неполноценности и… вины. За свою ущербность, за то, что стали обузой для близких.

До недавнего времени в общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях такие ребятишки были персонами «нон грата». Их не сажали за одну парту с «нормальными». Тех, кому повезет, учили дома по индивидуальным программам или в специализированных школах, а многие оставались за рамками образовательного процесса. В обычных школах для детей с ограниченными возможностями был введен специальный термин «необучаемые».

— Сейчас необучаемых нет, -говорит специалист отдела дошкольного и школьного образования областного департамента науки Нина Глухих. — Даже детей с глубокой умственной отсталостью учат на дому педагоги обычных школ. Несколько ребят с диагнозом «умственная отсталость» занимаются в обычных тюменских школах.

Хорошо это или плохо — тоже обсуждалось за «круглым столом». Хорошо, что на «не таких, как все» государство не просто «обратило внимание», но решило по-настоящему уравнять их в правах с другими юными гражданами.

Плохо, что телега в очередной раз оказалась впереди лошади. Чтобы обучать детей с задержкой умственного развития, с тяжелыми проблемами речи, умственно отсталых, нужны специалисты. Простым педагогам это не под силу не только физически, но и профессионально (нужны специальные знания и навыки), и психологически.

— Вы видели лошадь после часовой ипотерапии с ребенком, страдающим церебральным параличом? Ее трясет, она полностью обессилена, потому что берет на себя его боль. Можно представить, какая нагрузка ложится на педагогов, занимающихся с детьми-инвалидами, — говорит Андрей Кайзер.

Мало того, что нужны дополнительные педагогические кадры, нужно подумать и об увеличении штата психологов — ведь психологическая реабилитация нужна будет самим учителям.

Отдельная тема — программы физической реабилитации детей с ограниченными возможностями. В настоящее время адаптивной физкультурой и спортом в Тюмени занимается чуть более тысячи ребятишек, то есть примерно половина от общего числа.

Есть заболевания, при которых физические нагрузки противопоказаны почти полностью, но таких немного. В большинстве же случаев врачи составляют для каждого индивидуальную программу реабилитации. Но, как отметил доктор медицинских наук, профессор кафедры управления физической культурой и спортом Института физкультуры ТюмГУ Николай Прокопьев, нельзя назначать ребенку-инвалиду физические нагрузки без тщательного медицинского обследования — иначе они могут привести к ухудшению его здоровья.

— Ошибка на начальном этапе повлечет за собой другие ошибки, — сказал профессор. — К сожалению, медицинское обследование проводится не всегда правильно.

Как не хватает преподавателей естественных и гуманитарных предметов, имеющих навыки работы с такими детьми, так не хватает и тренеров, преподавателей лечебной физкультуры.

Не менее серьезная проблема — отсутствие специального оборудования в спортзалах школ, детских садов и учреждений дополнительного образования. Поэтому одним из пунктов резолюции, принятой участниками встречи, стало обращение к областному департаменту по спорту и молодежной политике — обратить внимание на материально-техническое оснащение учреждений, которым предстоит заниматься адаптацией детей-инвалидов.

А что касается подготовки кадров, то профессор Прокопьев напомнил: Тюменский государственный университет имеет программы по повышению квалификации педагогов физподготовки. Кроме того, в этом году открылась новая специальность — «безопасность жизнедеятельности», в рамках которой будут обучать и работе с детьми-инвалидами.

Участники заседания за «круглым столом» внесли встречное предложение: открыть на базе ТюмГУ отделение адаптивной физической культуры — необходимость в этом назрела, уверены специалисты.

И все-таки основная трудность в предстоящей работе — не нехватка профессиональных кадров и не отсутствие специальных тренажеров. Главное — психологическая неготовность многих педагогов к таким занятиям.

— Человек может быть профессионально компетентным, но у него нет мотивации, «погружения» в проблему ребенка, он психологически отстранен — и тогда положительного эффекта не будет, -убеждена кандидат медицинских наук, преподаватель Института психологии и педагогики социального управления Наталья Малярчук. — Важно изменить отношение взрослого к больному ребенку.

Поддерживает это мнение и Нина Глухих:

— Навыки и способности при работе с такими детьми нужны, но прежде всего нам необходимо изменить мировоззрение. На самом деле, не так страшно общаться с людьми, тебе не подобными. Если взрослые научатся относиться к ним без предубеждений, то и дети, новое поколение, станут более толерантными, то есть терпимыми.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта