Пропавший памятник
Федор Борисович Злобин всю свою жизнь проработал на Тюменском ли-тейно-механическом заводе. Он был модельщик-художник. Чугунные ограды прошлых лет, каких было много в Тюмени, отливались по его эскизам.
На заводе Злобина уважали, выбрали депутатом горсовета. А когда он умер, несправедливо рано, едва перевалив за половину века, — товарищи по работе отлили ему памятник и ограду, использовав его же собственные эскизы. И поставили на Текутьевском кладбище. Там памятник благополучно простоял почти 60 лет. До нынешней реконструкции.
На одном из снимков вы видите, каким он был, этот памятник — «лучшему модельщику, активисту благоустройства города, другу и товарищу…» Был. Потому что сейчас этого памятника уже нет. Хотя еще 27 августа его зафиксировал объектив нашего фотокорреспондента.
Вот что рассказывает дочь Федора Борисовича — Маргарита Федоровна Манюхина:
— Я ходила на кладбище 30 августа — и памятник, и чугунная оградка были на месте. А в начале сентября — ничего, голое место. Мне стало плохо, я присела на какой-то камень и заплакала…
Маргарите Федоровне -83 года. Она росла с отцом, когда родители разошлись. Вместе с ним проводила долгие часы на заводе, пока он рисовал эскизы или вытачивал что-то на станке.
— Он не любил фотографироваться… У меня сохранилась только одна фотография. Да еще несколько с похорон… Он ведь так и умер за станком…
Дочь художника пошла к Александру Сеиткову, директору МУП «Некрополь», полагая, что предприятие, которое проводит благоустройство и реконструкцию кладбища, должно осуществлять и его охрану.
— У нас нет ставки сторожа, — корреспонденту «ТК» директор «Некрополя» повторил то же, что ответил пожилой женщине. -Мы не можем следить за всем, что происходит днем и ночью на площади в одиннадцать гектаров. Все, что могу гарантировать, — установку на месте захоронения креста с именной табличкой.
Но Маргариту Федоровну такой ответ не устроил.
— Это же был не просто памятник, — говорит она. — На чугунной табличке коллеги отца выгравировали памятную надпись. Его окружала оградка — 12 звеньев художественного литья из чугуна, которые сделали по папиным эскизам. Подобная ограда раньше стояла по периметру горсада, а сейчас такая сохранилась только вокруг Текутьевского кладбища. Чугун был советских времен, качественный. Из него на заводе делали сковороды, кастрюли, печи… Изделия литейно-механического завода пользовались большим спросом…
Возможно, именно чугун и прельстил воров? За тонну этого металла скупщики дают сегодня более четырех тысяч рублей, а памятник вместе с оградкой весил, по словам Маргариты Маню-хиной, тонны полторы.
Директор «Некрополя» склоняется к той же мысли. Тем более что в субботу, говорит Александр Сеитков, его работники задержали мужчину, загружавшего в «газель» собранный на кладбище металл. Вызвали милицию, «собирателя» задержали.
Правда, выяснить, кто был этот кладбищенский гость, нам не удалось — в журнале дежурной части ГОМ-5, сотрудники которого, по словам Сеиткова, выезжали по вызову, так и не смогли отыскать записи об этом инциденте.
— Мы решили пойти навстречу старушке, — сказал Александр Сеитков. — Приобрели памятник из мраморной крошки, отшлифовали, нанесли текст с именем и датами. На нем есть место и под фотографию. А она по-прежнему недовольна…
— Это обычная плита, — объясняет свое «недовольство» Маргарита Федоровна. — Холодная и безликая. С тем памятником я «разговаривала» 58 лет. О чем я буду говорить с этой плитой?
***
фото: Маргарита Манюхина;памятники — похищенный;памятники — новый