Интервью последнего рейса
К машинам ее тянуло с детства. Мечтала даже стать таксистом. Но жизнь распорядилась по-другому.
Первый раз свою судьбу Надежда Сарапулова увидела, когда еще училась в школе и приехала отдыхать к родственникам на Восточную Украину. После тихой и маленькой Тюмени начала 70-х годов, где и машин-то на улицах почти не было, Запорожье показалось ей землей обетованной — кругом цветы, чистота. По проспектам и бульварам чинно разъезжают трамваи. Но почему-то ей больше понравились троллейбусы. Легкие, быстрые. И она решила, что станет водителем троллейбуса.
Но родители были категорически против, считали: не женское это дело — баранку крутить. И Надежда поступила… в обувное училище (семья тогда на время переехала жить в Запорожье). Училище оказалось далековато от дома, приходилось каждый день ездить несколько остановок. И она всегда выбирала троллейбус. Устроится поближе к водителю, положит ладони на стекло, отделяющее кабину от салона, рассматривает рычажки, кнопочки и мечтает, что сидит за рулем…
Но мечты стали осуществляться не сразу. Только когда семья снова вернулась в Тюмень. Прошло больше десяти лет с первой ее встречи с троллейбусом…
Все это вспомнила Надежда, когда в воскресенье вела свою красную «двойку» с бортовым номером 25 в последний рейс. Вспомнила и, помолчав немного, сказала: «Как я смогу теперь без этого?»
— Надежда Александровна, а подруги вам завидовали, когда вы начали водить троллейбус?
— Еще как. О-о-о, говорили, ты, наверное, много зарабатываешь. Повезло тебе в жизни!
— А что, и, правда, повезло?
— Я никогда не жаловалась. Конечно, и вставать на первую смену приходилось рано, часа в четыре утра, и зимой из теплой кабины выскакивать на мороз, чтобы поправить троллеи, и в салоне мерзнуть, если вдруг отключали электричество. Но к этому быстро привыкаешь. Зато когда в комнате отдыха собиралась вся смена, становилось так весело…
У нас, в троллейбусном, вообще был замечательный коллектив. Мы жили очень дружно. Те, кто сейчас перешел работать в ПАТП, жалуются, что отношения там совсем другие. Это каторжный труд. У нас, например, никогда не заставляли водителя снова выходить на работу, если он только-только вернулся с ночной смены, а там это в порядке вещей. Мы всегда четко знали график своей работы, могли спланировать выходные дни, а у автобусников в рейс могут вызвать и внепланово, а если отключишь телефон, грозят, что уволят…
— У водителей автобусов и троллейбусов всегда было такое противостояние, как сейчас?
— Нет. Раньше у нас отношения были прекрасные. Автобусники-муниципалы — как настоящие джентльмены, нас всегда вперед пропускали, о «подрезании» не было и речи. Все изменилось, когда появились «частники». Они и о правилах дорожного движения иногда забывают, не то, что пропустить кого-то вперед. Это не в их правилах.
— Неужели они город так не любят?
— Они любят деньги. Ведь чем больше привезут из рейса, тем больше принесут домой. И в этой борьбе считают, что все средства хороши. Поэтому их редко сейчас встретишь на дороге после 22 часов вечера. Некоторые «частники» хитрят, просто сливают горючку, блокируют навигатор и возвращаются домой. Что они жечь бензин будут из-за двух запоздавших пенсионеров? Это мы в 12-м часу ночи по графику возвращались из Плеханово. Кто из «частников» в такое время поедет? Поэтому и улицы по вечерам опустели. Раньше смотришь: и в десять, и в одиннадцать народ на остановке стоит, а теперь никого. Боятся, что потом ни на чем не уедут.
— Троллейбусы обвинили в том, что это они виновники пробок в городе?
— Если даже раз в год мы и встанем по своей вине (отключат электричество), так занимаем строго правую полосу. Объехать такую линию — не проблема. Другое дело, когда столкнутся, например, два автобуса. Вот их ни объехать, ни обойти. И пол-улицы стоит. И мы стоим.
— Говорят, что выручка у вас в последнее время стала маловата?
— Она нисколько не меньше, чем у «муниципалов», бывает даже и больше. Конечно, когда часть маршрутов сократили, потом другую часть срезали — выручка упала. Пустили бы снова «шестерку», все студенты пошли бы к нам. А «девятка», когда ходила, всегда была битком. Да и стоимость проезда стала несравнима с автобусами. Вот в Кирове, например, цена билета на всех видах транспорта осталась пять рублей. Там тоже есть и «муниципалы», и «частники». И льготы на проезд для пенсионеров. Только система не такая, как у нас. В частных автобусах льготники оплачивают половину стоимости проезда, другую половину предприятие получает как компенсацию.
— А давно в парк приходили новые троллейбусы?
— Долго новых машин не было, а потом в 2000 году мы получили 15 новеньких троллейбусов. С кожаными сиденьями, с электроникой, с облегченным рулевым. Помните, на их бортах было написано: «Губернатор — городу»?.. Потом года через два пришли еще четыре машины. На этом все и кончилось.
А ведь если бы парк обновить и пустить троллейбусы, например, по улице 50 лет Октября или где-нибудь в микрорайонах — была бы большая помощь городу. Тем более что сейчас есть техника, которая может объезжать, например, места аварий и без использования контактной сети, на аккумуляторах. Конечно, на все это надо много денег… Но ведь автобусы не смогут решить всех проблем. А помните, когда в городе была забастовка «частников», мы одни два дня возили горожан? А если что-нибудь подобное повторится? Зря мы разбрасываемся тем, что имеем…
***
фото: Надежда Сарапулова;Последний рейс.