2025-й гол пока но наступил!
Несколько сюжетов о четырнадцатом фестивале журналистов в Дагомысе.
Самое трудное на фестивале «Вся Россия-2009» — разорваться на части. Представьте себе газетчика откуда-то из глубинки, который толкается в просторном холле комплекса «Дагомыс» и видит слева депутата Госдумы, знаменитого собкора «Известий» по Дальнему Востоку Бориса Резника, прямо перед собой — председателя Фонда защиты гласности Алексея Симонова, справа — редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, а за спиной слышит голоса авторов действующего уже 18 лет закона о средствах массовой информации — профессора Михаила Федотова и Героя России, космонавта Юрия Батурина… И так же, как мы, уже не новички, но по-прежнему любопытные люди, стоит коллега-районщик перед облепленной объявлениями стеной холла и подобно классическому Буриданову ослу (лучше — витязю на распутье!) колеблется в выборе. То ли податься на мастер-класс к Вощанову, то ли в «антикризисную лабораторию местных СМИ» к Касютину, то ли на заседание «круглого стола» по расследовательской журналистике, который ведет главный редактор «Новой» Муратов…
Предупрежу сразу, полной картины о фестивале в Дагомысе не расскажет никто. Это невозможно.
Поэтому предлагаю «избранные сюжеты» из семи фестивальных дней.
… И лавровый веник в придачу
Я не оговорился: именно веник, а не венок. В первый же рабочий день, это было 25 сентября, начались презентации местных союзов журналистов. Открывали этот парад творческих амбиций и того, как их удалось реализовать, тюменцы. На карточке видно, что кроме самих нас (а в делегации области было примерно три десятка газетчиков и парочка коллег от электронных СМИ), собралось достаточно народу. Тюменские главные редакторы, в меру своей скромности понимания значительности своих изданий, говорили о себе только хорошее. Не уклоняясь, впрочем, от творческих проблем, с которыми мы, то есть, редакторы, успешно справляемся. Признаюсь, что «Курьер» сосредоточился на своих газетных проектах, которые, как, может быть, знает читатель, три года подряд приносят нам лауреатство в номинации «Газетный проект года». (Во всяком случае, полторы сотни буклетов с рассказами, как это делается, были разобраны).
На следующий день была презентация издательских проектов, которые ведут тюменский и сибирский издательские дома, фонд «Возрождение Тобольска», телерадиокомпания «Регион-Тюмень» и «Тюменский курьер». Книги расхватывали, как горячие пирожки: одна из традиций фестиваля — книги раздаются бесплатно.
В итоге, тюменцы оказались в числе пяти делегаций, чьи презентации были отмечены жюри фестиваля. Нам, то есть тюменскому союзу журналистов, дали диплом и лавровый… веник. Мы его по-братски разобрали на веточки.
Алмаз почти не виден
И еще о презентациях. Самая многолюдная — якутских журналистов. Три дня якуты продавали лотерейные билеты, обещая разыграть настоящий якутский бриллиант. Сами понимаете, мало кто не поддался желанию выиграть бриллиант за сто рублей. Жив еще в народе дух МММ! Поэтому на розыгрыше, извините, на презентации, яблоку негде было упасть. Правда, за те же деньги, а кое-кто, как, например, ваш специальный корреспондент, совершенно бесплатно, мог услышать и увидеть на экране путешествие якутских коллег к Полюсу холода.
Мне представляется, что самыми драгоценными бриллиантами стали рассыпанные на газетных страницах и в дискуссиях крупицы профессионального опыта. Так, мне удалось содрать со стены кусок газеты «Черепановские вести» (из Новосибирской области), районки, совершенно не похожей на большинство своих печатных собратьев. Например, если многие газеты уделяют много внимания сайтам, то на страницах «Вестей» идет разговор с читателем с помощью смс. Так сказать, электронный сельский клуб… Тюменцы, собравшись в кружок, обсудили интересный совместный проект. О нем читатель узнает чуть позднее.
А что с бриллиантом? Тюменцы, доверившиеся братьям-якутам, алмаза, понятно, не выиграли. А выиграли по мелочи — обереги из жеребячьей шкуры, магнитные нашлепки на холодильник… Те, кому посчастливилось хотя бы увидеть главный приз, говорят: ну, очень маленький…
История пастью гроба?
На семинарах, посвященных работе средств массовой информации в условиях кризиса, постоянно поднималась тревожная тема будущего. Будущего газет. Не раз и не два докладчики пророчествовали: будущее — за Интернетом! Печатные СМИ обречены на исчезновение, поскольку бумага стоит дорого, типографии стоят дорого, леса надо беречь, и вообще нам — кранты! Кто-то (то ли президент гильдии газетчиков США Бернард Лунцер, то ли Джей Смит, эксперт центра Джеймса Кука, и еще кто-то из наших) называл даже точную дату газетных похорон: 2025 год! Стало быть, приходите на похороны?
Хотя я лично думаю, что нам похороны не к спеху. Во-вторых, аналогичные прогнозы раздавались, когда стало развиваться телевидение (хоронили театр). Но поскольку человечество не разучилось читать, то и бумажная книга не заменится электронной, сколь бы модно и дешево это ни казалось. А значит, и тяга к печатному слову (к вящей славе Кирилла и Мефодия, Иоганна Гуттенберга и Ивана Федорова, российского первопечатника) не исчезнет.
А мои личные ощущения: не могу сравнивать безликий диск DVD с книжным томиком, который говорит о себе и обложкой, и шрифтом, и даже загнутыми страницами, и пометками на полях…
Как жаль, что вас не было с нами
Перелистываю программу фестиваля, которая все время менялась, перекраивалась, уточнялась. И сожалею: сюда не успел, и сюда… Зато успел на творческий вечер Алексея Симонова, который не только всемирно известный председатель Фонда защиты гласности, но и режиссер, автор двадцати, как мне помнится, фильмов. В том числе и документальных — о Леониде Утесове, о композиторе Соловьеве-Седом, о своем отце — писателе Константине Симонове. Алексей Кириллович — фигура в нашей журналистике знаковая. Его любимый символ — черепаха. Именно так, медленно, но неуклонно ползет к свободе российская журналистика.
И другой творческий вечер -режиссер Владимир Хотиненко показал свой новый фильм «Поп», с Сергеем Маковецким в главной роли священника, оказавшегося в годы войны на Псковщине, оккупированной немцами. И там выполнял свой человеческий и пастырский долг, за что после окончания войны «загремел» на десять лет в лагеря.
А третий вечер, обозначенный в программе как вечер Михаила Федотова, удивил. Студент-юрист, отчисленный из университета за пикетирование здания суда, где шел процесс по делу диссидента Александра Гинзбурга, журналист, доктор юридических наук, автор закона о печати (1990) и закона о средствах массовой информации (1991), министр печати РФ, посол России в ЮНЕСКО, секретарь Союза журналистов — это все о нем. И он же — бард, автор тонких, лирических, а нередко и иронических песен…
А после Федотова вышла с гитарой… строгий критик российского телевидения Ирина Петровская. Чьи еженедельные колонки на шестой странице «Известий», я думаю, с содроганием и священным ужасом читают творцы многих и многих программ, идущих по самым популярным каналам. Непреклонная и неподкупная Петровская, блестящий полемист…
Как жаль, что вас не было с нами в концертном зале комплекса «Дагомыс»…
С «четвертью» наперевес
Одна из непременных традиций фестиваля — казацкие курени. От каждого из сельских районов Краснодарского края. С песнями и музыкой. С казаками, одетыми в папахи и черкески, с щедро накрытыми столами и непременной «четвертью» зеленого стекла, наполненной сами знаете чем… Отбиться от казацкого гостеприимства невозможно, как ни ссылайся на «чисто профессиональный интерес». Вот уж этот номер «нашей обширной программы», по-моему, не пропустил никто. В том числе и президент Международной Федерации Журналистов Джим Бумела, индиец по происхождению и британец по паспорту. Не знаю, может, «четверть» виновата, но вскоре под бархатной южной ночью плясали все. Ну, почти все.
А дальше по коридору…
Программа сыграла довольно злую шутку с председателем СЖ Всеволодом Богдановым. 29 сентября в 10.10 он с изумлением и тревогой оглядывал большой концертный зал. В разных углах зала свободно разместились десятка два журналистов. А в программе, которую только что разнесли динамики, было объявлено, что здесь состоится дискуссия «Правда о Второй мировой войне», в которой примет участие депутат Госдумы, доктор исторических наук, член президентской комиссии по борьбе с фальсификацией истории Наталья Нарочницкая.
Признаюсь, что многое из написанного Нарочницкой мне не нравится. Нравится — не нравится, а выслушать бы надо. Сижу и смотрю на взволнованного Богданова…
Потом появилась не менее изумленная Нарочницкая. Правда, быстро взяла зал (вернее, то, что в нем находилось) в свои руки. Она говорила о том, что происходило в Европе в канун подписания «протокола Молотова-Риббентропа», что СССР, не сумев склонить «западные демократии» к созданию системы коллективной безопасности в Европе, вынужден был пойти на переговоры с Гитлером… Что несомненно привлекало в докладчике — отсутствие расхожих клише…
Говорили потом, что Нарочницкая уехала из Дагомыса обиженной. А всему виной конструкция этого комплекса. Четыре интересных мероприятия начались одновременно. И все залы были в одном коридоре. Концертный — самый последний. Я думаю, что это и сыграло злую шутку последнего дня.
Со щитом или на щите?
Из тюменских СМИ единственный диплом получила газета «Тюменские известия». Большинство остальных даже не претендовали. Хотя я знаю, что у многих есть интересные наработки, проекты, программы. Таков, например, проект «Мы — россияне» в газете «Сельский вестник» Омутинского района. Было грустно видеть, как дождь наград сыплется на газеты Новосибирской, Челябинской, Кировской и других областей… Слышать добрые слова, которыми встречали и провожали СМИ Якутии.
С тем мы, как говорится, и уехали.
***
фото: Лариса Boxмина, редактор «Тюменской правды»;Михаил Федотов, профессор гитары;кандидаты в кубанские казаки, космонавт Юрий Батурин, журналисты Леонид Шинкарев и Ольга Лобызова (Салехард);кандидаты в кубанские казаки, космонавт Юрий Батурин, журналисты Леонид Шинкарев и Ольга Лобызова (Салехард);Дмитрий Муратов, редактор «Новой»;Владимир Кузнецов, редактор «Тюменских известий» и его любимая песня «про ночи в городе Сочи»;Павел Белоглазое (Ялуторовск) вместо алмаза получил магнит на холодильник;Наталья Нарочницкая и Александр Дюков знают всю правду о Второй мировой войне;Михаил Афанасьев, первым рассказавший об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, и председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов;Ирина Петровская вдали от радио и телевидения;охотники за алмазами;сразу три Алексея Симонова;лавровый веник тюменцы поделили по-честному