Джаз — музыка радости
Джазу идут аплодисменты. Далее если они звучат в середине исполняемой пьесы.
Потому что аплодисменты -выражение радости и восторга, а джаз — это тоже радость. Хотя от него временами и грустно…
Я поймала себя на том, что улыбаюсь, а иногда даже смеюсь во время концерта Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема, которым 30 сентября открылся 51-й фестиваль «Алябьевская музыкальная осень».
Даже если ты ничего не понимаешь в джазе, и имена Глена Миллера и Бэнни Гудмена для тебя — пустой звук, не порадоваться вдохновляющему выступлению живого, динамичного, профессионального оркестра было невозможно. На сцене — пять саксофонов, пять труб, четыре тромбона (бас-тромбон звучит совершенно по-шаляпински), рояль, контрабас, ударные и вокал молодой певицы Дарьи Антоновой.
Выходя вперед, к микрофону, друг друга сменяют саксофонисты Иван Волков, Олег Крылов, Роман Сикачев, молодой трубач Петр Востоков.
Слушатели не жалеют ладоней, взрываясь после каждого соло аплодисментами. Музыканты отвечают не отрепетированными поклонами, а простыми благодарными кивками, свободно перемещаются по сцене и сами получают удовольствие от игры, как собственной, так и коллег. Притопывают, даже пританцовывают, не в силах усидеть на месте.
В финале концерта зал встает на ноги и кричит: «Браво!» И дело тут не в этикете и правилах гостеприимности.
… Выступление предваряла пресс-конференция, на которой тоже иногда хотелось аплодировать Борису Фрумкину, художественному руководителю и главному дирижеру оркестра. Просто от того, что он такой харизматичный, умный и тонко чувствующий музыкант.
О себе Борис Михайлович рассказал немного. Что играть на фортепьяно начал в пять лет, и хотя получил прекрасное классическое музыкальное образование, но его сердце больше тяготело к джазу.
Конечно, журналисты не могли обойти вниманием его работу в легендарном ансамбле «Мелодия», в котором он с 1973 года был пианистом и аранжировщиком, а с 1982 года и до конца существования ансамбля — художественным руководителем и дирижером. «Мелодия» записала около 200 долгоиграющих пластинок, среди которых «Ваши любимые песни», «Популярная мозаика», «Играем Дюка Эллингтона», «Концерт в Бомбее», «Besa me mucho». Кроме того, ансамбль записал музыку к десяткам мультипликационных и художественных кинофильмов: «Бременские музыканты», «Джентльмены удачи», «Военно-полевой роман», «Москва слезам не верит» и т.д.
— Это был большой опыт, — говорит Фрумкин. — Потому что гастроли гастролями, а опыт работы в студии ничем не заменишь. Ты все время слышишь себя как бы со стороны, учишься самоконтролю.
В 1980 году вместе с ансамблем Борис Фрумкин выступил в фестивале «Джаз-Ятра» в Бомбее. Газеты называли его композиции «прекрасными», а игру «просто блестящей». У самого пианиста остались о фестивале впечатления, как о грандиозном событии. Хотя, по его словам, сами индийцы джаза в чистом виде не играют, так что Индия — определенно не страна джаза.
Не забыли на пресс-конференции и о том, что в этом году оркестру Лундстрема исполняется 75 лет, в связи с чем этот коллектив как один из самых долгоживущих проектов занесен в книгу рекордов Гиннеса.
— Я объясняю живучесть оркестра харизмой самого Олега Лундстрема, который задал первоначальный настрой, создал художественное лицо коллектива. Я, конечно, другой человек, но вырос на той же музыке, так что радикально что-то менять мне никогда не хотелось.
Фрумкин радуется: в этом году оркестр получил правительственный грант, рассчитанный на три года. Это значит, что заработная плата у музыкантов будет стабильной и не самой низкой.
— Не придется ребятам надрываться на халтурах, чтобы семьи свои прокормить. Да и мне моя московская квартира влетает в копеечку, я ведь в 1996 году переселился в Берлин, так что в России я квартирант. Хочется, конечно, чтобы грант продлили, но посмотрим, как будет…
Особенно Борис Михайлович беспокоится за своих молодых музыкантов, понимая, что им еще и семьи кормить, и квартиры приобретать. Он гордится тем, как удачно они вписались в общий настрой оркестра, сетует только на то, что саксофонистов нынче много, а вот на тромбонах и трубах люди учатся играть неохотно.
— Конечно, саксофон — инструмент модный, — говорит Фрумкин. — А что тромбон? Денег на нем сразу не заработаешь, по кабакам выступать не пойдешь, а заниматься придется долго…
Музыканта не отпускали долго, брали автографы, хотя с журналистами такое бывает нечасто. Просили поскорее записать и выпустить диск оркестра Лундстрема, потому что каждому хочется иметь дома такой кусочек радости.
***
фото: солирует Борис Фрумкин;оркестр Олега Лундстрема;зрители не скупятся на аплодисменты;певица Дарья Антонова