Фантазия и прагматизм
Дина Караноина, окончив нефтегазовый университет, недолго работала по специальности.
Вышла замуж, родила сына и с головой окунулась в ведение домашнего хозяйства. Муж хорошо зарабатывал, семья ни в чем не нуждалась. Но в кризис доходы супруга сократились.
Дину и раньше посещала идея открыть собственный магазинчик, где можно было бы продавать эксклюзивные изделия ручной работы. Это позволило бы реализовать творческие идеи, которые с детства роились в ее голове и время от времени претворялись в оригинальные изделия. Сколько себя помнит, любила шить, вязать, вышивать. Позже научилась росписи по камню, созданию бижутерии из бисера и бусин, техникам «пэчворк» (лоскутное одеяло) и «квилк» (прошивка ткани специальной строчкой «кельтские узоры»).
На курсах флористики она познакомилась с Аллой Линник — не менее ищущей и увлеченной. Если один в поле не воин, то вдвоем, решили девушки, им по силам воплотить свои идеи. Начали с ателье-мастерской.
— С трудом нашли подходящий офис, — говорит Алла, — чтобы и в центре, и не слишком дорого.
Обстановку ателье девушки сделали собственными руками — помог опыт работы дизайнерами интерьера.
— Мы не хотели покупать стандартную мебель, — объясняет Дина. — Поэтому сами собрали шкафы, столики, тумбы, ширму и полки. Украсили с помощью салфеточной техники — красиво и экономно.
Самое дорогое в ателье — швейные машинки и оверлог. Это основные орудия труда. С их помощью девушки шьют одежду, шляпки, сумочки, вышивают.
— Фантазия наша многогранна — это без ложной скромности, -говорит Алла. — Жаль, рук на все не хватает. И не все задуманное можно сшить на этих машинках. Нам, как воздух, нужна машинка для тяжелых тканей. Но она стоит почти 80 тысяч рублей!
Таких денег у мастериц нет. Их ателье открылось всего три месяца назад, клиентов пока немного, и о прибыли думать не приходится. Окупить бы аренду да расходный материал. Ткани и фурнитура стоят дорого.
— Я попробовала воспользоваться программой самозанятости, — рассказывает Дина. — Для этого нужно получить статус безработного. Но у меня большой перерыв в стаже (уволилась с последнего места работы в 2003 году), поэтому не подхожу под условия программы. В центре занятости предлагают работу дворника, санитарки. Если отказываешься, снимают с учета. Потом нужно заново вставать через два месяца. Мне посоветовали… развестись с мужем, чтобы стать малоимущей, тогда можно будет пройти по программе самообеспечения.
— У меня ситуация не лучше, — говорит Алла. — Я прописана в Уватском районе. Чтобы встать здесь на учет, нужно столько справок привезти! На это уйдет много времени и денег.
Времени у начинающих модисток тоже нет.
— Мы практически живем здесь, -признаются девушки. — Чтобы выполнить заказ, иногда приходится шить по ночам.
Но работа им в радость. Говорят, что работая на себя и с душой, они не чувствуют усталости.
— Вот эти костюмы мы сшили специально для фотосессии, — показывает Алла манекен, облаченный в пышные воздушные ткани. — Скоро выйдет каталог с нашими изделиями. Тогда мы сможем наглядно демонстрировать, на что способны. Сейчас коллекции раскупаются быстро, даже образцов не остается.
Дина показала мне удивительное колье из бисера — часть будущего гарнитура.
— Сейчас делаю к нему браслет, а еще будут серьги.
— Сколько стоит такое колье? -взяв его в руки, тут же захотелось примерить и купить.
— Я еще не обсчитывала, — разочаровала Дина. — Это же неоконченная работа…
— Мы планируем выставлять не только свои работы, но и брать на реализацию изделия местных мастеров, — говорят девушки. -У нас много талантливых авторов, но не у всех есть возможность продавать свою работу.
Они уверены, что рано или поздно их «бутик» станет популярным. Во всем мире ручная работа ценится дорого, и когда-нибудь мода на эксклюзив вернется и к нам.
а это заяц ручной работы из их ателье
P.S. Прокомментировать ситуацию, в которой оказались Дина и Алла, мы попросили директора департамента экономики администрации города Сергея Горбачева:
— К нам нередко обращаются люди, которые многие годы занимались предпринимательством, не регистрируя бизнес, а сейчас, узнав о программе самозанятости, хотят получить поддержку от государства. Мы не препятствуем этому процессу. Здесь есть положительный момент. Граждане легализуют предпринимательскую деятельность, а значит, будут платить налоги в казну, создавать новые рабочие места.
Сергей Александрович посоветовал Дине Карандиной, имеющей тюменскую прописку, обратиться в департамент экономики. Сказал, что каждый подобный случай рассматривается в индивидуальном порядке, и у Дины есть шанс защитить свой бизнес-план и получить государственную субсидию.
***
фото: Дина Карандина;Дина Карандина