X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Фюзеляж одного самолета внутри другого

Тяжелый турбовинтовой бомбардировщик Ту-95 в сопровождении тройки остроносых серебристых истребителей Миг-21 летом 1969-го прошел над Тюменью.

Лишь недавно стало известно, что эта машина, называемая пилотами «Большим Медведем», выполняла роль грузовой «матрешки». В чреве бомбовоза находился фюзеляж первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144…

Общеизвестно, что сверхзвуковой самолет для пассажирских и почтовых перевозок, созданный в КБ великого авиаконструктора Андрея Туполева, навсегда вошел в историю мировой авиации.

После успешного полета первой «суперптички» (как называли самолет испытатели) на московском заводе «Опыт» при КБ-156 построили еще четыре планера сверхзвукового самолета. Один из них решили проверить на «термическую усталость». Местом испытаний выбрали стенд СибНИИ гражданской авиации в Новосибирске.

Ту-144 разукомплектовали. Плоскости и хвостовое оперение отправили спецрейсом по железной дороге, а фюзеляж погрузили на бомбардировщик Ту-95.

По предложению Героя Советского Союза Михаила Громова маршрут «матрешки» пролег над Западной Сибирью.

В Тюмени Ту-95 не приземлялся, но для него создали воздушный коридор. Особую важность этого полета подчеркивал тот факт, что бомбардировщик пилотировал Герой Советского Союза Михаил Козлов — начальник летно-испытательной станции туполевского КБ, а эскорт из звена истребителей возглавлял сам «Дракон» — маршал авиации Евгений Савицкий.

Спецрейс Чкаловский — Казань — Тюмень — аэропорт «Толмачево» под Новосибирском прошел успешно.

Испытания дали положительный результат. После этого в Воронеже началось серийное производство «сто сорок четвертых». Всего построили 16 машин этого типа. Судьба их сложилась по-разному.

3 июня 1973 года над французским аэропортом Ле Бурже, пытаясь уйти от опасно маневрировавшего около него истребителя «Мираж», погиб первый серийный Ту-144, пилотируемый Михаилом Козловым. Но ЧП не повлияло на начало пассажирских перевозок этими самолетами.

Летную карьеру Ту-144 прервала посадка «на брюхо» самолета N 77111 23 мая 1978 года. Он совершил вынужденную посадку на пашню близ деревни Ильинский Погост под подмосковным Егорьевском. Погибли два бортинженера, а известный летчик-испытатель Эдуард Елян получил тяжелое ранение… (Однако и после этого Эдуард Ваганович не прекращал работы испытателя почти до конца своих дней. Первый пилот ТУ-144 ушел из жизни 6 апреля 2009-го и был похоронен на малой родине — в Ростове-на-Дону).

1 июня 1978 года полеты Ту-144 прекратили. Самолеты этой серии стали «на прикол». До настоящего времени лишь один из них — Ту-144 ЛЛ — поднимается в небо в качестве летающей лаборатории. Экипажи Сергея Агапова и Бориса Веремея установили на этой машине 18 мировых рекордов.

Сейчас один Ту-144 находится в авиационном музее Монино, два других — в Казани и Самаре. Еще один обрел вечную стоянку в Ульяновске. Три «птички» марки Ту-144 стоят на консервации в Быково. Одна из них и станет «изюминкой» нынешнего авиационно-космического салона МАКС-2009, открывающегося 18 августа в подмосковном Жуковском.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта