Антикварные незнакомки с кукольной внешностью
В Тюмени, как в Греции, все есть. Однако не перестаешь удивляться новым находкам. Единственный в городе коллекционер антикварных кукол рассекретила себя сама. Галина Шульгина подготовила уникальную выставку экспонатов начала XX века для частной галереи «Золотой клевер».
Вообще-то, госпожа Шульгина ранее уже зарекомендовала себя на «общекукольных» выставках в музее «Дом Машарова» и ранее упомянутой галерее ручного труда как создатель странноватых дурашливых персонажей из цветного пластика. В постоянной экспозиции «Золотого клевера» красуется целый «выводок» зелененьких троллей, образовавших независимый мирок по мотивам людского. Уже проданы или подарены фигурки брыкучих коров, раскрашенных под «харли-дэвидсон»…
Галину Николаевну я застала за подготовкой новой выставки.
— Этап красавиц для меня прошел, — резюмирует энергичная женщина с живыми карими глазами, махнув в сторону своих произведений. — Уже хочется быть максимально несерьезной.
И добавляет, что изобрела для своих чудиков новый пластиковый сплав, который в настоящее время проходит патентование. Уставшая от свалившихся на нее хлопот, она, тем не менее, проводит для меня небольшую экскурсию по своей коллекции. Судя по набору ее увлечений, постепенно превратившихся в основную деятельность, Галина — человек-стихия. Программист по образованию, Шульгина числится в деловых кругах как дизайнер разных направлений, в том числе ландшафтов и интерьеров. Теперь она бурно торит новую для себя стезю. Начав собирать кукольный антиквариат всего лишь год назад, успела стать знатоком истории игрушек и завсегдатаем европейских «винтажных» аукционов, а также — ученицей единственного московского реставратора кукол Елены Борисенко.
коллекция Шульгиной перевалила за сто экземпляров, и самые редкие, забавные, необычные выставлены в витринах «Золотого клевера». Пережив бережную починку, нарядные, ясноглазые, живущие, по сути, второй человеческий век, они являют нам сегодня победу над временем. Большинство шульгинских кукол появились на свет в Германии в 1910-х годах, их родители — немецкие мастера, например, Карл Крауссер, о чем свидетельствуют клейма на затылках, под волосами. Зачастую головы изготовлялись отдельной фирмой. На этикетках упоминается «бисквит» — вовсе не лакомство, а тип шероховатого неглазированного фарфора, максимально похожего на человеческую кожу.
Почетное место на тюменской выставке занимают тод-длеры — куклы-пухлячки, чьи очертания тела имитируют младенческие складочки. Они одеты если не в оригинальный свой наряд (подобная одежда обычно распадается на волокна при стирке, даже самой бережной), то в винтажные туалеты. А то и в старинную крестильную рубашку с настоящего ребенка, как вон тот крупный пупс на верхней полке.
«Французов» от «немцев» обычно отличить легко: у первых рты обычно закрыты, у вторых — полуоткрыты. Изготовлялись даже «детки» с дрожащими язычками. Почти все куклы умеют моргать, томно прикрывая глаза густыми ресницами. Но в начале прошлого века этим уже было не удивить, производители снабжали своих «галатей» и более изощренными механизмами. Например, у входа посетителя встречает американский пупс в чепчике с тремя лицами — возле шеи есть рычажок, с помощью которого кукле можно повернуть желаемое выражение личика, — серьезное, плачущее, улыбающееся.
Самые дорогие и сохранные куклы не всегда выглядят как придворные дамы. Вот крошка фирмы Heibach Ernst — всего 22 сантиметра, но кожа у нее черная, а старинная этника на аукционах взлетает в цене по причине крайней редкости.
На кукольном балу, устроенном Шульгиной, встречаются «гости» самых разных национальностей — японские куклы, куклы Перу, но почти нет русских кукол. Их смел революционный поток с его пролетарскими установками отказаться от всего «красивенького» и «мещанского». Честь и хвала тому коллекционеру, кто найдет произведения российской фирмы Журавлева и Кочеткова, изготовлявшей в самом начале прошлого века кукол с фарфоровыми головами. Но целлулоидные и алебастровые куклы более позднего производства нынче тоже в кассу.
Галина не устает рассказывать, натягивая парик на очередную свою «пассию» с богатой биографией. Нередко в руки коллекционеров попадают куклы в плачевном состоянии. Одна москвичка, у которой был выкуплен редкий экземпляр, держала куклу под ванной, где ее разъедали влага и кислоты. Кукла была спасена только через три десятка лет. Галина уже близка к тому, чтобы стать профессиональным реставратором подобных бедняг. А пока она заражает своей новой страстью окружающих. Вот музыкант и коллекционер авторской куклы Алла Рыжкова спонтанно присоединилась к выставочному проекту, представив на обозрение куклу-игольницу в пышной юбке и еще несколько — из американских малотиражных серий.
Кстати, Галина решила выставить большую часть своих кукол на продажу — нужны деньги на развитие увлечения. Самые модные красотки галереи оцениваются в пределах 50 тысяч рублей. Галина надеется (наверное, не напрасно), что в Тюмени есть все, в том числе и любители антикварных кукол. В конце концов, это умное вложение денег в историю, которая со временем лишь дорожает.