X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Им бы чуточку помочь

С рождения врачи поставили Андрею Жилину диагноз -ДЦП. Болезнь не помешала ему учиться с обычными детьми в обычной школе N 30. Учителя без раздумий приняли его в первый класс.

В три с половиной года сын уже старался самостоятельно ходить, — рассказывает мама Андрея Римма Амерханова. — Нам предлагали остаться в детсаду еще на один год. Мы же решили отдать ребенка в школу. Предлагали домашнее обучение, но мы категорически отказались. Мы хотели только одного: чтобы наш сын был как все! Общался, учился, дружил со сверстниками… Зачем ему в одиночестве сидеть дома?

Римма Александровна вспоминает, как в первом классе в сентябре учителя ходили по классам и говорили остальным детям, что с ними учится мальчик, который не может нормально передвигаться. Просили проявить свою чуткость к нему. Андрей всегда чувствовал хорошее отношение со стороны одноклассников и учителей.

Первые пять школьных лет Римма Александровна присматривала за сыном. Сегодня он — самостоятельный, и о болезни напоминает лишь его чуть неловкая походка. Андрей перешел в девятый класс. Учится на четверки и пятерки.

— Увлекаюсь информатикой, вообще меня очень интересуют компьютеры, — рассказывает он. — В будущем надеюсь выучиться на оператора ЭВМ.

Андрею очень повезло. Без особых проблем поступил в школу и продолжает учиться — счастливый случай. Римма Александровна до сих пор удивляется, что существует обычная школа, где могут учиться и «особенные дети».

В России дети с ограниченными физическими возможностями учатся дома, или в специальных (коррекционных) классах, или в закрытых школах-интернатах, или вообще нигде.

По данным департамента образования администрации города Тюмени на 1 июня 2009 года, в образовательных учреждениях Тюмени учатся 730 детей с инвалидностью. 135 ребят из этой группы получают образование на дому, а еще 55, увы, не могут учиться по состоянию здоровья.

Что мешает ребенку посещать школу вместе со сверстниками, если у него нет так называемых ограничений по общению? Одна из трудностей — отсутствие «безбарьерной среды». Узкие дверные проемы, отсутствие специальных парт — все это не дает возможности «особенным детям» получить достойное образование.

Одна из насущных проблем для ребят, которые вынужденно прикованы к коляскам — школы го-

рода не оборудованы пандусами. Точнее, они есть, но только в пяти школах. Как правило, учебные заведения имеют их у входа, но пандусы отсутствуют при подъеме на второй этаж и выше. Например, школа N 91 оборудована ими частично, и только потому, что недавно открыта. Она, кстати, построена по всем правилам, с установкой элементов безбарьерной среды.

— В настоящий момент оснащаются пандусами и те школы, где проводится капитальный ремонт,

— сообщил директор департамента по образованию Павел Креков.

В минувшем учебном году впервые для Тюмени началась реализация проекта дистанционного образования детей с ограниченными физическими возможностями. Сегодня таким способом получают знания 42 человека. Государство бесплатно предоставляет семье на время обучения компьютер и учителя. Участвуют в проекте четыре школы

— NN 36, 68, 88, 70.

— В городе сейчас существуют все условия для дистанционного обучения. Наша задача — привлечь максимальное число нуждающихся семей к использованию этих услуг, — говорит Креков.

— Проект финансово выгодный и приносит результат. В скором времени дети-инвалиды смогут и ЕГЭ сдавать дистанционно — для этого появились технические возможности.

Есть ли альтернатива домашнему обучению? Есть. Инклюзивное (включенное) образование. Оно дает возможность ребятам с ограниченными возможностями в полном объеме участвовать в жизни детского сада, школы, института. То есть «необычные дети в обычном коллективе». Это не просто новый подход. В первую очередь, это развитие гражданского общества. Добавлю, что в России инклюзивное образование только делает первые шаги, хотя вряд ли будет приживаться легко и просто.

Включенное образование не только не приживается в наших школах, но еще и не принимается обществом.

— Мы должны кардинально менять отношение к таким детям, — считает главный инженер областной организации ВОИ Юрий Козлов. — Они не должны ездить со всего города в одно специализированное учебное заведение. Наоборот, должны учиться среди обычных ребят!

… Римма Александровна, мама Андрея Жилина, привыкла к тому, что на улице иные люди разглядывают ее сына. Она счастлива, что у нее есть сын, что он такой красивый, умный и талантливый. Она с мужем помогает ему — нет, не выживать, а с достоинством жить. И верит, что все у него получится. Ведь самое трудное уже позади.

***
фото: Андрей Жилин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта