Бабочка но штанге
Последняя сказка
Начало в NN123-141.
В тот раз бабка пребывала в благодушном настроении (мама Юрика только что вручила ей квартплату) и разговорилась. Поведала вот что.
Длинному деревянному дому, что по окна врос в землю, тогда уже было чуть ли не сто лет. И до войны в нем располагался (представьте себе!) кукольный театр. Теперь-то многие уже позабыли об этом, а если кому скажешь, то и не поверят. А в тридцатые годы сюда приходили ребятишки с учительницами, с мамами-папами, располагались на разнокалиберных стульях в тесном зальчике и смотрели, как под музыку пианино играют пьесы про Красную шапочку, про Петрушку и ловкого Иванушку-дурачка куклы ростом с годовалых ребятишек. Их водили за нитки артисты, которые прятались от зрителей за кулисами, на специальном балкончике…
А директором был хромой нескладный мужчина по имени Станислав Иваныч.
— Говорили, что ссыльный, — с оглядкой сообщила хозяйка Юри-ку и его маме.
Театр существовал до конца сорок первого года. Потом закрылся, а Станислав Иваныч исчез неизвестно куда… («Знаем куда», — хмуро подумал Лодька, у которого отец сидел в лагере под Салехардом.)
Дом внутри разгородили на комнатки и стали там селить приезжих — тех, кто был эвакуирован подальше от войны. Потом этих людей распределили по другим домам, в комнатках стали селиться местные жители, оказалась там и бабка, нынешняя хозяйка. Сразу после войны она затеяла тяжбу с властями, потому что ее прежний дом сгорел по вине квартирантов-офицеров стоявшей тогда в Тюмени военной части. Как ни удивительно, а бабке удалось отстоять свои права (наверно, по причине своей вредности). И она сделалась то ли владелицей, то ли пожизненной арендаторшей половины бывшего кукольного театра. Стала сама сдавать комнаты приезжим (так в начале сорок пятого попали в этот дом и Юрик с мамой).
Оказавшись почти полной хозяйкой, старуха сразу взялась приводить дом «в нужный вид» (соседи не смели спорить). Она ободрала с дома резьбу. Оставила только верхние карнизы на окнах и ставни, а боковые наличники, хитрый орнамент между окнами и вставленные в него маски пообрывала без жалости.
— Зачем? — горько удивился Юрик.
— А потому как одна нечистая сила там: всякие кикиморы, шуты гороховые и другие образины… Говорят, делал их еще в том веке какой-то деревянный мастер, нехристь окаянная… Все и пожгла от греха. Лишь на того мальчонку рука не поднялась, больно сим-патишный показался, не из ихней компании. Только упрятала подальше…
Юрик не посмел сразу попросить себе маску. Чуял, что бабка может упереться. Решил сперва втереться в доверие и улучить момент. Это было за два дня до знакомства с будущим другом Лодькой. Знакомство отвлекло от мыслей о маске, а еще через два дня вдруг появился отец и стремительно увез их с мамой в Ленинград… Потом было в жизни всякое. И в результате этого «всякого» мать с другим, новым мужем осталась в Ленинграде, а отец с Юриком оказались опять в Турени (или в Тюмени — вечная путаница с этими названиями!). Лишь тогда, после седьмого класса, Юрик снова увиделся с Лодькой. И стали они друзьями навсегда…
А о маске Юрик почти не вспоминал. Она осталась где-то в прошлой жизни…
Но вот сейчас эта жизнь приблизилась снова, вырезанный рукой неизвестного мастера мальчик опять улыбнулся сквозь полумрак… И как будет замечательно, если улыбаться он отныне будет не в заброшенном сундуке, а на носу маленького, но настоящего парусника! Станет членом экипажа!
Лодька и Ленчик идею шумно одобрили (хотя и поругали Юрика за то, что раньше ничего им про маску не рассказывал). И отправились на разведку.
Дом на улице Челюскинцев еще больше осел в землю, лопухи закрывали окна до половины. Щелястый сарай с сеновалом по-прежнему кособочился в глубине двора.
Наверняка, и маска была на прежнем месте. А куда ей деваться?
И… сама бабка тоже была здесь. Во дворе! Прошедшие восемь лет заметно согнули ее, но походка оставалась твердой. Бабка шагала по двору, созывая квохчущих пеструшек, и широкими взмахами сеятеля раскидывала перед ними просо.
Друзья переглянулись. И все трое пришли к выводу, что «дело дохлое». Мол, фигу, а не маску даст им эта ведьма. Даже и на сеновал не пустит. «Хулиганство одно на уме! Сожгете там все на свете!»
— Здесь неподалеку живет Рита Семухина, — сказал Лодька. -Знаете ведь ее…
Друзья хихикнули: как не знать рыжую Ритку, по которой уже два года сохнет Лодькино сердце.
— Я в том смысле, что знаете ее дипломатический дар, — сдержанно объяснил Лодька. — Наверняка она знакома с бабкой. Думаю, сумеет навести справки и уговорить старуху…
— Я против, — заявил Ленчик. -Если в дело вмешается Семухина, она не отвяжется. Придется брать ее на лодку.
— Лёнечка, — ласково сказал Юрик. — Ты думаешь, без этого брать ее не придется? Спроси Лодика… Ай… Ну, зачем ты, Всеволод, сразу подошвой?! Хотя бы снял башмак…
Пошли к Семухиной, но выяснилось, что накануне она уехала к тетушке в Червишево. На целых десять дней. «И не сказала даже», — горько вздохнул Лодька. Ждать полторы недели было немыслимо. И тут же спланировали операцию «Деревянная маска» — вроде как «Железная маска», известный трофейный фильм.
Началась операция успешно. Только Ленчик в своих «маломерных» штанах шипел, будто засорившийся примус, потому что с тыльной стороны сарая разрослась крапива высотой по пояс. Подобрались к сараю, разумеется, в полночь. Вообще-то летом в это время совсем не темно, однако помогли сгустившиеся тучи.
Крапива заставила Ленчика стремительно взлететь на спину друзьям, а оттуда на стенку сарая, где чернели широкие щели. Ленчик подергал доски. Одна оторвалась и повисла. Ленчик ухнул во мрак, Лодька и Юрик рванулись за ним.
Темнота пахла сенной трухой, куриным пометом и сухими досками. Включили фонарик. Юрик помнил, где тут что, полазал среди сундуков, старых граммофонов, рваных абажуров и сломанных вешалок. И нашел нужный сундучок.
Маска оказалась там.
Ее вынесли под свет фонарика.
Мальчик улыбался.
Мальчику было все равно, сколько прошло лет. Времени для мальчика просто не существовало. Он был рад друзьям, которые его нашли. «Здравствуйте…»
Ребята посмотрели на мальчика, помолчали. Посмотрели друг на друга.
— Не… — сказал наконец Лодька. — Так нельзя…
— Что нельзя? — грустно отозвался Юрик. Видимо, уже понял.
— Нельзя его красть, — угрюмо объяснил Лодька.
— Почему? — сказал Юрик, хотя знал, почему.
— Потому что это неправильно, — сказал маленький отважный Ленчик, потирая изжаленные икры.
— Будто сами не понимаете… Здесь все должно быть честно. Иначе улыбка… она пропадет…
Они спрятали деревянный портрет мальчишки на прежнее место, выбрались наружу (Ленчика поймали в охапку). И потом три дня думали: что делать? И поняли, что все-таки остается одно: идти к бабке.
И пошли. Ленчика — по виду самого приличного, в отглаженной рубашечке, белых гольфах, новой тюбетеечке — пустили вперед. «Здравствуйте, Анна Тимофеевна. Можно поговорить с вами на одну важную тему?»
Бабка встретила друзей приветливо. Ленчика погладила по тюбетеечке. Вспомнила Юрика («Ох какой ты высоченный вымахал…»), пригласила в дом. Но там, в доме, выяснилось, что «да, были среди старья всякие деревяшки», но только вчера она, Анна Тимофеевна, продала этот хлам представителям Областного драматического театра. Представители скупали у жителей всякую старину для оформления какого-то спектакля…
— Значит, не судьба… — сумрачно подвел итог Юрик, когда оказались за кривыми бабкиными воротами.
— Не судьба, — согласился Лодька.
Ленчик с удовольствием разулся и шагал впереди, стегая снятыми гольфами по распушившимся одуванчикам. Потом оглянулся.
— А все-таки жалко…
— Да, — сказал Юрик. — С этой маской лодка смотрелась бы не в пример веселее…
— Даже не в маске дело, — уточнил Ленчик. — Просто жалко, что больше не увидим эту улыбку…
На форшпигель приколотили жестяную табличку с черепом и надписью «Не влезай, убьет!» Лодка все лето верно служила друзьям. Про маску ребята вспоминали все реже. Но Ленчик, видимо, запомнил эту улыбку навсегда, раз узнал ее больше чем через полвека на рисунке Лики Сазоновой…
— Интересно, что за мастер ее вырезал, — спросил Чибис. — Теперь и не узнать.
— Лика говорила Суконцеву, что, наверно, это был знаменитый в позапрошлом веке резчик Григорьев, — объяснил Ян Яныч.
— Будто бы во времена Крымской войны его привезли, маленького, в Турень из каких-то южных краев. Возможно, в детстве он знал Агейку и запомнил. Или… опять же «интуиция мастера». Так же, как у девочки Лики…
Во мне сидела уверенность:
— В любом случае это портрет настоящего Агейки. Иначе часы не отзывались бы…
— А маску в наше время уже никак не отыскать, — заметил Чибис. — Наверно, сгинула где-нибудь в театральных кладовках…
— Да и сами кладовки сгинули,- заметил Ян Яныч. — Вы же знаете: недавно открыли новый театр, а старое здание на улице Герцена срыли… Хорошо, что остались рисунки…
— Одно непонятно, — сказал я.
— Вот эти ребята… ну, москвич, который написал про бриг, девочка, которая нарисовала Агейку. Они же лишь чуть-чуть старше нас и жили в этих же кварталах. А мы ничего про них не слышали. Даже про обычай с выстрелом…
— Возможно, что не совсем в этих же кварталах, — как-то раздумчиво отозвался Ян Яныч. -Похоже, что они жили больше в Турени, а вы больше в Тюмени…
— Но ведь это одно и то же! Все равно, что «Петербург» и «Питер»!
— М-м… Как правило, да. Но не каждый раз… В Турени, например, не стали бы сносить старый театр…
Я не стал уточнять и расспрашивать.
Ян Яныч повесил раму с рисунками на прежнее место, за шкаф. Часы притихли. Мы договорились, что завтра приведем к Яну Янычу Бумселя.
— И те ребятишки пусть приходят, — сказал Ян Яныч. — Пусть знают, где станет жить их питомец. Будут навещать…
Когда шли домой, Чибис потрогал под футболкой, в кармашке, рогатку и сказал:
— Клим, я, кажется, знаю…
— Что?
— Почему, меня туда тянуло, как магнитом… и рогатку… Яныч тогда спросил: «Что ты здесь ищешь?» Теперь ясно, что…
Я не стал притворяться, будто не понимаю:
— Маску? -Да…
— А зачем? — спросил я.
Он вздернул под футболкой колючие плечи.
— Не знаю… Тянет… Может, если ее найти, это уберет из жизни что-то плохое… Помнишь, говорили, что иногда маленький случай спасает от большого зла…
Продолжение следует.
***
фото: